Саша, привет!
Привет!
Многие знают тебя как Zooka. Как появилось твоё второе имя?
Всё из детства. Кузьмин — моя фамилия. У меня была кличка «Кузя», а в 6 классе все клички проворачивали задом наперёд. «Зукя» — некрасиво, «Я» поменял на «А». Так и появился «Зука».
Как думаешь, почему большинство людей предпочитают псевдонимы, а не свои реальные имена?
Как правило, прозвища, если именно их использовать в качестве псевдонимов, даются сторонними людьми для краткой характеристики и лёгкого запоминания владельца, поэтому их гораздо удобнее использовать для широкого круга совершенно незнакомых лиц.
С чего начался твой путь в музыке? Почему именно барабаны?
Совершенно случайным образом. В конце 80-х я был одним из немногих, кто увлекался рок-музыкой, отращивал волосы и ходил со значками групп, типа «Iron Maiden». В те времена в школах были ансамбли. Завуч школы, где я учился, предложила мне поучаствовать в таком. Поскольку никакими инструментами я не владел, мой выбор пал на барабаны, как мне казалось, самый незамысловатый и крутой инструмент. Мне дали палочки. Вот так и произошло моё знакомство с барабанами.
Гитара — мобильный инструмент, чего не скажешь о барабанах. Как быть, если в гостях просят что-нибудь сыграть?
Вилки-ложки-стаканы-коленки. (Улыбается.)
Играешь ещё на каких-то инструментах?
Уметь — не умею, но владею фортепьяно. Я осваивал его в программе музыкального училища и даже отыграл концерт. Также смогу сыграть две гаммы на трубе, на басу тоже немного. Всё это, конечно, из программы музыкального училища.
Поддерживаешь ли себя в тонусе, играешь время от времени на фортепьяно?
Просто так — нет, мне и на барабанах-то заниматься не хватает времени. (Улыбается.)
Расскажи про свой первый музыкальный коллектив.
Это был школьный ансамбль. С басистом мы навсегда остались друзьями, играли много где, общались.
А что играли в то время?
Играли зарубежную популярную музыку типа «Queen», «VENUS», в основном иностранную музыку, школа была англоязычной.
В англоязычной школе можно было играть русскую музыку?
Можно, но была «perestroika» и русский язык не пользовался популярностью, да и качественного музла на нём практически не было и нет до сих пор.
Как поменялся музыкальный Владимир с того времени? Ты же в музыке не одно десятилетие уже…
Тридцать лет, если по большому счёту брать. Очень сильно всё поменялось. С точки зрения мест для выступлений — ситуация напоминает начало 90-х. Играть по сути негде сейчас. Есть клубы, но это дорого для обычных музыкантов.
Как думаешь, имеется ли спрос на клубы у обычных жителей города, а не только у музыкантов?
Сложно сказать, никогда не был в клубе «не по работе», но вроде имеется спрос. Всё зависит от качества работы заведения.
Расскажи про свой первый выход на сцену.
Первые концерты — это полное сумасшествие. Я рассказываю всем своим студентам. Я играл 2 песни. Ария Марии Магдалины из оперы «Иисус Христос суперзвезда», чтобы все понимали, там нет барабанов вообще. И вторая песня «Yesterday» The Beatles. Вот «Yesterday» я уже не потянул, это было слишком быстро для меня. Я сидел с красной рожей. Примерно так. (Смеётся.)
Прикольно, у меня тоже примерно так было.
Как выглядели твои первые барабаны?
У меня есть фото во «Вконтакте» с того времени. Они были все разноцветные: зелёные, красные. Это была, если я не ошибаюсь, помесь из рижской ударной установки «Rmif» и чего-то из Германии. Потом у меня были мои собственные барабаны, и они уже были немецкие — самые простейшие.
Где ты получал профессиональное музыкальное образование?
Владимирское музыкальное училище. С Константином Ждановым (барабанщик «Рекорд Оркестр» и мой преподаватель по барабанам) мы жили в общежитии в одной комнате год, пока меня не выгнали за «хорошее поведение». Выгнали из общежития, из училища не выгнали. (Смеётся.)
Кто был твоим педагогом по специальности в училище?
У меня было два педагога. Первый и последний — Юрий Александрович Воронов. Когда я поступил, он в тот же год уехал работать в Германию. Вернулся Юрий Александрович, когда я был на 4 курсе, к себе он меня не взял, так как посчитал, что я ничего не умею и ничему не научился. Вторым моим педагогом был Комиссаров Сергей.
Кто для тебя самый выдающийся барабанщик, так сказать, пример для подражания?
Нет. Когда-то были Дэйв Ломбардо (трэш-метал группы Slayer), джазовый барабанщик Дэйв Векл, но сейчас уже нет. Сейчас это работа, раньше — развлечение, хобби, кумиры… А сейчас я так это не воспринимаю. Сейчас — техническое средство.
Что думаешь про Фила Коллинза в качестве барабанщика?
Крутой чувак, без сомнений.
Ты мультижанровый музыкант, играешь в множестве групп нашего города. Это было твоё осознанное решение изучать различные стили или так сложилось?
Скорее, сложилось. Я был рокером-металюгой, а в музыкальном училище учат играть только джаз. И мне уже пришлось быть мультижанровым музыкантом. Параллельно с обучением у нас с Тимофеем Копыловым (вокалист «Рекорд Оркестр», г. Владимир) была кавер-группа, где мы играли хардкор, типа «Pantera», «RHChP». Также работал в ресторане в конце 90-х, где играл шансон. Играл народные песни в фольклорном ансамбле. Я считаю, что любой профессионал в музыке должен быть мультижанровым. Для России это невозможно, отнимет слишком много времени, а у нас это не принято. Мои знакомые российские барабанщики, какие бы они ни были крутые — все немножко односторонние — не скачут по жанрам, хотя в мире таких примеров полно.
По твоему мнению, насколько важно качество игры на барабанах или можно немножко неровно, но с «душой»?
И так, и так можно. Сложно сказать, потому как это как раз зависит от жанров. Вот, например, когда я записывал альбом с «Шестью пятками» и у нас была пресловутая песня «Петухи», её не стали выравнивать под метроном. Звукооператор сказал: «так надо — это такой стиль». То есть она должна быть немного кривой. Так сказать, «с душой». Но есть, конечно, стили полностью метрономичные, когда люди в них лажают, это очень сильно коробит. Поэтому я со студентами не разбираю олдскульную музыку, я учу их играть сначала хорошо, а потом обратно учимся играть плохо, криво. Что порой проходит очень тяжело.
Ты когда-нибудь жевал жвачку во время игры на барабанах?
Наверное, лет в 17.
Пробовал ли ты играть в московских музыкальных коллективах, если да, то какие впечатления?
Нет, не пробовал. Не думаю, что они чем-то отличаются от владимирских коллективов. Здесь у меня есть работа, а в Москве — большая конкуренция.
Какая команда для тебя стала самой запоминающейся?
Сложно сказать. На самом деле во всех командах присутствует какой-либо запоминающийся элемент. Но выделить кого-то не смогу. Иногда запоминается не сама музыка, а фишки, которые выкидывают музыканты в процессе игры, атмосфера. (Смеётся.)
Сколько на твоём счету групп, с которыми ты играл?
Ну если учитывать тех, с кем играл, и тех, с кем записывался, где-то около сотни.
Каковы твои предпочтения относительно групп, исполнителей в настоящее время? Какие музыканты оказали влияние и превратили в того, кто ты есть?
Предпочтений нет никаких. В данный момент я отталкиваюсь от уровня профессионализма. Пытаюсь работать с музыкантами, у которых могу чему-то научиться. Они не должны быть божественными профессионалами в техническом плане. А именно с точки зрения мышления. Мне должно быть с ними интересно.
Было время, когда я играл одновременно в восьми группах, но нужно было из них уходить, поскольку я не видел развития, я понимал, что это путь в никуда.
Александр Кузьмин
Есть ли какая-то песня, от прослушивания которой ты никогда не устаёшь?
Я не устаю от музыки — это мой принципиальный момент. Это профессиональная деформация, то есть я ни от чего не устаю. И любимых композиций тоже нет.
Как относишься к кавер-группам?
Нормально отношусь. Музыке по учебнику научиться нельзя. Это не означает, что учиться ей не нужно. Если ты полный ноль, ты можешь всё очень тонко чувствовать, но ничего не сможешь воспроизвести, потому что в этом ни черта не понимаешь. Когда вместе складываются знания и ощущения, тогда рождается то, что называется музыкой. Кавера — это одна из ступеней обучения. Ты впитываешь знания других людей. Чем больше каверов ты играешь, тем больше у тебя багаж знаний. Все известные музыканты изначально занимались каверами.
Второй вопрос, когда профессиональные музыканты занимаются каверами — это уже ремесло, люди просто зарабатывают бабки. Как говорил Антон Давидянц (бас-гитарист): «Сантехник не обязан любить каждый кран, который он закручивает, он просто делает свою работу хорошо». Единственное, что мне не нравится во владимирских кавер-группах — у них кавера ни то и ни сё. Кавер нужно играть точно: ты должен до единого звука вытащить, повторить манеру звукоизвлечения, ноты. Они же играют упрощённый примитив. Если уж делать кавер, то делать его качественно.
А кого-то из русских барабанщиков мог бы выделить?
Не совсем русских — скорее российских: Давид Сагамонянц, Петя Ившин, из рокеров — Стёпа Четвериков (группа «Tracktor Bowling»). Их много. Крутые чуваки, с которыми я отношения поддерживаю, общаюсь.
Ты играешь в группах. У тебя много учеников, которых обучаешь игре на барабанах. Как умудряешься всё это совмещать?
Просто всё время работаю, а ещё иногда сплю.
Кого среди учеников больше: девушек или парней?
Всегда по-разному. Сейчас пятьдесят на пятьдесят. Года четыре назад у меня были только девчонки.
Кому тяжелее осваивать игру на барабанах: современным молодым барабанщикам или тем, кто учился в твоё время?
Тяжелее, конечно, было в моё время: не было интернета, да вообще ничего не было. До сих пор у меня хранятся пакеты с нотами, которые я переписывал вручную. У нас даже ксероксов не было. Когда я учился на первом курсе училища, наш бэнд ездил в Германию. Ребята привезли ноты и мы их переписывали вручную. Надо понимать, что переписать целую книжку нот — можно свихнуться. Сейчас это решается двумя кликами мышки.
Есть ли у тебя ученик, которым действительно гордишься? Каких высот он / она добились?
У меня их целая куча. Самая первая моя ученица, её не брали в училище, и я с ней начал заниматься. Она первая в области закончила консерваторию по классу барабанов. Сейчас работает барабанщицей в Москве почти 20 лет. Многие мои студенты давно педагоги.
Смотрел ли ты фильм «Одержимость» про барабанщика? Насколько всё достоверно, исходя из твоего опыта?
Смотрел, и точка зрения такая же, как у любого другого барабанщика — это обычное художественное околомузыкальное кино. Проще — выдумка. (Улыбается.)
В тебя преподаватель не бросал стул из-за того, что ты играл не в его темпе?
Наш заведующий отделением и по совместительству дирижёр оркестра реально был удивительно похож на героя фильма — здоровый, лысый и очень эмоциональный. И ещё у него были проблемы с чувством ритма. Лично в меня он не кидал ничем, но вообще по этой причине на оркестр постоянно орал знатно. Но за спиной над ним все посмеивались. (Смеётся.)
У каждого музыканта в процессе совершенствования техники появляется свой камень преткновения. Какой он у тебя?
Вся техника — один сплошной камень преткновения. Я плохой технарь, потому что я никогда не любил техникой заниматься. Раньше особо никто ничего объяснял. Вот тебе учебник — стучи. Мне больше нравилось играть музыку, а техника от этого не улучшалась. Когда тебе за 40, твои физические возможности снижаются. Поэтому мне приходится тратить много времени на физическую форму: разные скоростные фишки. Всех своих студентов я заставляю заниматься техникой в принудительном порядке, чтобы у них была база и они не жалели о потерянном времени. Мне есть, о чём сожалеть. Из-за моей слабой техники я не решился поступать во МГИКИ. Я приехал, посмотрел какой уровень барабанщиков и понял, что мне ничего не светит.
Возможно, ты субъективен?
Да нет. Там была большая конкуренция, а у меня — отсутствие финансов. Надо понимать, чтобы хорошо заниматься, нужно ничего не делать. Ты не должен работать, ты не должен учиться. Зато всё время ты стучишь на барабанах. Я раньше об этом не заморачивался. А когда заморочился, стало уже поздно.
Существует такое понятие «Эффект Крюгера», слышал?
Нет.
Это когда долгие годы в профессии, узнаёшь много нюансов и уверенность в себе снижается.
Вряд ли. Я сейчас играю в «Alien Garden». Предыдущий альбом, который я с ними записал, был наиболее технически сложный.
Получается, что свою самую технически сложную музыку записал в 48 лет.
Александр Кузьмин
До этого я не брался никогда за такие скорости.
На чём играешь сегодня? Почему сделал именно такой выбор?
У меня две ударных установки ТАМА и одна установка SONOR. Они обе полупрофессионального уровня. Потому что дёшево. Я скептически отношусь к дорогим инструментам. Я считаю, что на уровне города Владимира это смысла не имеет. По работе приходится играть на разного рода инструментах. Я хочу сказать так: если человек профессионал, то он и на полене сможет сыграть. Это, конечно, не доставит ему удовольствия, но сыграет. Я к инструментам отношусь весьма потребительски: палочки не храню, мои установки — рабочие лошадки.
Существует ли какая-то электронная гитарная установка для квартиры, которую не услышат соседи?
Нет, все электронки тоже очень громкие для наших квартир, всегда требуется дополнительный апгрейд хаты. (Улыбается.)
Игра на барабанах требует физической подготовки. Делаешь ли ты что-нибудь для поддержания формы?
Последние несколько лет я начал заниматься спортом, не профессионально, разумеется. Чем старше становишься, тем больше этим начинаешь заниматься. Форма теряется, жена ругается. (Смеётся.). На самом деле — это здоровье, а с моим ритмом жизни никакого здоровья не хватит, если не заниматься спортом.
Какие у тебя отношения с алкоголем?
Я не употребляю алкоголь примерно восемь лет. Во-первых, всё это стало неинтересно. Когда ты выпиваешь двадцать лет своей жизни — всё по кругу, не прикольно. Во-вторых, тупо здоровье, когда работы много, а график не 5/2, приходить с больной головой на репетицию или к студентам как-то не очень.
Есть ли у тебя любимые маршруты для прогулок по родному городу?
Работа-дом. Люблю ходить на Семязино, это пригород Владимира, там по полю гулять, по лесу.
Кто для тебя лучший пример «достойной старости» в рок-н-ролле?
Есть много людей, которые живут абсолютно нормальной жизнью и занимаются рок-н-роллом. Например, гитарист Robert Fripp и его жена Toyah. Есть канал на YouTube — смотрите, не пожалеете. Ему за 70, жене 60 лет. Они делают кавера на «Rage Against the Machine», тут «Pantera» недавно смотрел. Они очень угарные.
Готов ли ты сорваться в продолжительную гастроль?
Сложно сказать, потому что я в таких гастролях никогда не был. Я вообще люблю путешествовать, наверное, хотел бы попробовать.
Какое видео нужно посмотреть начинающему барабанщику?
Скорее всего, никакого. Для абсолютного новичка без сопровождения педагога, обучение по видео — одна из самых опасных и вредных практик.
Спасибо, что уделил время!
Вам спасибо!
Александр Кузьмин в VK.
Ирина «Sheila» Агафонова-Бодунова
Примечание редакции
Специально для блога Мой рок-н-ролл