Spell Of Dark — интервью

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Не думали, как будете доносить смысл песен до слушателей? Далеко не все тексты Spell Of Dark возможно разобрать на слух. Во времена физических носителей многие тяжёлые группы вкладывали буклеты с текстами песен в свои издания.

Я стараюсь передавать смысл не только через текст, но и через музыку, создавать атмосферу, благодаря которой слушатель может визуализировать картину. Возможно, это не всегда получается. Что касается неразборчивости текста, то в блэкметаллическом жанре такое часто можно встретить. Сам не разбираю слова многих групп и текст порой не найти, однако это не мешает слушать и оценивать композицию.

Какая роль отводится процессу сведения ваших треков?

Сведением треков занимаюсь только я. Каждый раз я стараюсь экспериментировать со звучанием, нахожу минусы в исполнении. Записи многократно переделываю, стараясь добиться если не идеального, то максимально хорошего результата. Разумеется, это не всегда получается.

Spell Of Dark — The Breath of Cold Silence

Сведение треков — изматывающий процесс для вас?

Да, невероятно изматывающий. По нескольким причинам. Прежде всего, я не имею профессионального оборудования. Это касается компьютера. Как всегда, всё упирается в деньги, железо и так далее. К тому же к своему стыду я не силён в железе.

Во-вторых, все моменты по сведению, мастерингу я изучал самостоятельно. Без какой-либо поддержки. Безусловно, были и есть люди, которым я демонстрировал записи, вариации. Они высказывали своё мнение, какие-то догадки и так далее. Но что и как достичь, каким образом, это осваивал я, увы, без поддержки.

Интернет позволяет смотреть обучающие видео. Я просматриваю много такого рода видеоматериалов на YouTube.

Сегодня популярна музыка других стилей. Почему выбрали именно такой?

Данный стиль оказался самым близким мне по духу. Будучи подростком, я постепенно находил, слушал и вникал в другие жанры музыки. Интернет не был распространён так, как сейчас, поэтому эти музыкальные познания проходили достаточно медленно.

И вот осенью 2004 года я дошёл и до рок-музыки. Ну а сам Black Metal я плотно стал слушать в 2008-м году. Он не был похож на всё остальное, что доводилось слушать, или был похож только косвенно. Отражал моё настроение и давал то, что я хотел слышать и хочу до сих пор. Наверное, поэтому я до сих пор предан этому направлению.

Обнаружил ваш альбом на Яндекс.Музыке. Как вы туда попали?

Это работа лейбла This Winter Will Last Forever. Я заключил с ним контракт на пять лет на один полноформатный альбом в 2016-м году, лейбл загрузил на ряд платных платформ, в том числе на Яндекс.Музыку. Таким образом Ashes Of Forgotten Dreams оказался там.

Можно ли положительно охарактеризовать опыт сотрудничества с данным лейблом?

В настоящий момент я не считаю такое сотрудничество положительным. Потому что лейбл не сделал ничего, кроме загрузки материала на цифровые витрины.

Сдаётся мне, что так поступают многие лейблы. (Улыбается.)

Бывают у группы концерты?

Это one-man band, поэтому относительно концертной деятельности здесь ответ, очевидно, отрицательный. Наверное, раз в год или два я задумываюсь о составе для концерта, но уже через полчаса, или меньше, эта идея исключается.

Вы скромный человек по своей натуре?

Надеюсь, что да. Стараюсь таковым быть и порой слишком чрезмерно.

С какой музыки начали музицировать?

Когда мне было 15-16 лет, я играл во всяких группах-однодневках. Мы все учились играть.

Играли heavy metal, русский рок, в 95% случаев это были попытки играть каверы на известных исполнителей. Думаю, услышав тогда такое исполнение Smoke On The Water, Блэкмор пальцы бы нам переломал, Кобейн встал бы из могилы, мол, дайте дробовик, я не в того попал в 1994 году, а Цой бросил бы курить, лишь бы этого не слышать.

Ну по большому счёту вам плевать, что о вашем творчестве думают окружающие?

Нет, это не так, ведь я пишу музыку далеко не только для себя.

В этом вопросе важно не впадать в зависимость от чужого мнения и не относиться наплевательски к тому, что говорят и пишут.

Я встречал тех, кому действительно плевать, что о их творчестве думают, и они выглядели для меня смешными и жалкими. Либо они упивались уже фактом, что они «что-то» сделали, либо настолько боялись увидеть то, что они не хотели видеть, что придумали эту псевдомаску наплевательства.

Поскольку я не разобрал ни слова в песнях, то хочется спросить, вы материтесь в песнях?

Нет, никогда.

Spell Of Dark — Dream in Frozen Desert

К мату относитесь резко негативно?

Мат из тех явлений в творчестве, где важен факт его уместности. Например, Летов, Клинских использовали его в текстах крайне удачно. Для эмоционального окраса или описания какой-то ситуации. Мой второй состав — Goatpreacher, где песни о аморальных личностях, сексе, отбитых на голову типах — там можно встретить мат. Но опять же, если среди этих утробных рыков что-нибудь разберёшь.

Что мотивирует к творчеству?

Впечатления наиболее яркие приносят природа, леса, поля, степи, история человечества.

Как ни странно, сложно ответить на этот вопрос, потому что сложно отследить, что именно вдохновляет. Оно просто приходит. Как впечатление или результат каких-то собственных размышлений, или как эмоция, которую я переношу на ноты и заключаю в музыку или своего рода послание.

Влад Николович
Влад Николович (Spell Of Dark). Фото: Алёна Калинкина.

По факту вас мотивирует то, что мотивирует большинство других людей. Скажите, а что демотивирует, что на дух не переносите? Например, если сосед сверху на момент сведения трека будет штробить стены, как это скажется на вас и творчестве?

Имею странную привычку — иногда во время записи, сведения и мастеринга как-то сами по себе начинают не лучшие мысли приходить в голову. Вспоминаются какие-то глупые ситуации и так далее. Это выбивает подчас из колеи. Плюс, один из главных демотиваторов — это когда подводит компьютер. Я неоднократно хотел отправить всё на студию к более опытным мастерам звука, но я не могу позволить себе лишних трат, и, зная себя, я уверен, как сильно намучаю звукорежиссёра в процессе. (Улыбается.)

Демотивировать могут многие вещи, да — штробление стен, звонки, желание отвлечься, послушав что-то.

Где и как записываете песни?

Сначала я записываю их в компьютерной версии как черновик. Слушаю, дополняю, позже уже начинается процесс записи всех партий, который может затянуться ввиду различных причин, например, отсутствия свободного времени. Ну а там перезаписи, дополнения, различные вариации, правда, это редко бывает. Всё это происходит в домашних условиях, поскольку у меня нет финансовой возможности для работы в студии.

До весны 2010 года я считал, что записываться стоит только в музыкальных студиях, так как не имел никакого представления о записи. Но почитав интервью некоторых исполнителей блэкметаллического жанра, почитав их биографии о том, как они писались, в каких условиях и так далее и, конечно, прослушав записи тех лет, я понял, что можно записываться. Тогда я стал искать, спрашивать, интересоваться темой записи, чтобы освоить хотя бы какие-то базовые знания.

Вы самостоятельно делаете мастеринг?

Да.

Судя по обложкам вы любите живопись?

Да, atmospheric black metal и живопись часто перекликаются в своём настроении, атмосфере. Иногда они вдохновляют на создание нового. Да, плод вдохновения художника, который был создан, возможно, свыше ста лет назад и несёт в себе нечто прекрасное, способен также побуждать на создание новой красоты.

Любите переслушивать свою музыку?

Время от времени. Слушаю и думаю, что бы я изменил или дополнил. Но крайний альбом The Vastness — просто слушаю, совсем не думая о том, что это сочинил я.

Вы когда-нибудь умилялись гениальности после прослушивания своих треков?

На самом деле я очень критично отношусь к своей музыке. Journey Into The Depths of Winter сначала мне вообще не понравился. Только примерно через год, под влиянием отзывов, многократно переслушивая я стал молчать о его, по моему мнению, недостатках.

Единственный, который не умилил, но впечатлил с самого начала — The Vastness.

Вам нравится мультфильм «Металлопокалипсис«?

Слышал про такой, но не смотрел. Советовали мне его посмотреть кажется ещё в 2012 году.

Расскажите, пожалуйста, немного о группе. В интернете очень мало информации.

Да, соглашусь. Проект был создан как группа в декабре 2009 года. Очень скоро, ввиду различных обстоятельств я распустил состав. Я предпочёл действовать один, вдохновляясь такими one-man проектами как Bathory, Burzum. Пробовал создавать в различных поджанрах блэкметалличекой среды. Однако, как писал выше, понял, что самый близкий для меня — это atmospheric black metal. Осенью 2011 года начал своё действо в составе Doden Grotte как ударник, где играю до сих пор. Однако мне это нисколько не мешает заниматься и Spell Of Dark.

Первый релиз «Forever Winter» увидел свет на лейбле Zombie Records в январе 2013 года. До этого у меня были достаточно большие проблемы с изданием материала на физическом носителе, и Сергей тогда был единственный, кто согласился это издать. Я до сих пор ему благодарен за ту возможность.

На волне положительных отзывов я сразу же приступил к созданию и записи полноформатного альбома «Чёрная Скорбь». Но он дался мне тяжело в плане записи, издания, оформления. Тогда я старался выжать максимальный результат по саунду, однако на выходе получилось всё равно сыро. Был издан также на Zombie Records тиражом в 500 копий только в конце 2014 года.

Осенью, буквально за одну ночь, я создал несколько композиций, которые составили альбом “Ashes Of Forgotten Dreams». Всё было записано за неделю и готово к концу 2014 года. Несмотря на положительные отзывы слушателей, ни один лейбл не хотел издавать данный альбом, указывая на большую составляющую жанра Dark Ambient. Только в 2016 году мексиканский лейбл Silentium in Foresta Records согласился издать релиз крайне ограниченным тиражом, что-то вроде эксперимента, в 25 копий. Больше о каком-либо издании или переиздании альбома не было речи.

Период 2015-2016 для Spell Of Dark был очень тяжёлым. Кризис, безработица и нищенское существование в «провинциальном» городе очень ломало и мешало заниматься проектом, не оставляло времени, сил и желания.

В 2017 году после своей зимней поездки по стране я записал EP «Journey into the Depths of Winter», который обозначил новую страницу в истории моей музыки. Несмотря на новый саунд, столь непродолжительный релиз был встречен хорошо, а где-то даже с восторгом. Мексиканцы с Silentium in Foresta Records сразу же предложили мне издание, но я отказался, ввиду невыгодных для себя условий. На тот момент я не планировал его издание на физическом носителе. Была пара-тройка предложений на более выгодных условиях, однако все эти издания так и остались не у дел. Для галочки EP был издан у мексиканцев, однако пока мне шла авторская часть, со мной связался российский лейбл SoundAge Productions — культовый российский лейбл, который знаменит изданиями Pagan Reign, Rossomahaar, Арконы, Ashen Light, Equinox, Алконост, Калевала, Смута, Тролль Гнёт Ель и так далее, и по итогу нашей переписки, альбом был переиздан.

В феврале я заключаю контракт с Northern Silencs Productions — известным немецким лейблом, который издал такие знаменитые в мире группы, как шотландский фолковый атмосферик Saor, знаменитый post black Heretoir, Belenos, Brocken Moon, всем известный Woods of Desolation. В июне 2018 EP альбом «Journey into the Depths of Winter» в качестве переиздания выходит на данном лейбле в формате Digipack.

Сразу же после заключения контракта я приступаю к записи нового полноформатного альбома “The Vastness”, который 22 июня вышел на польском, не менее знаменитом лейбле WolfSpell Records. В настоящее время я пишу очередной новый материал.

Spell Of Dark — The Vastness

Лейблы создают музыкальную моду или артисты?

Я считаю, что моду создают пиарщики. А с подачи лейбла или артиста — это уже вопрос другой. Часто я наблюдаю, что лейблы, во всяком случае те, с кем мне приходилось работать, почти не занимаются продвижением артиста или его музыкального материала по тем или иным причинам. Возможно, в других музыкальных и не очень сферах — рэпа, попсы, электронщины — положение другое, не знаю, не интересовался. Но в металлической среде всё чаще работа лейбла — это издание альбома, публикация его на YouTube, VK и, возможно, Bandcamp и всё. В лучшем случае — отправка нескольких копий альбома для рецензии в вебзины, печатные издания. Потому создавать моду хотя бы на свою музыку приходится именно артистам, но здесь тоже, далеко не все готовы продвигать себя, считая, что это не их занятие.

В свете скандалов, расторжения контрактов с лейблами, очевидно, артисты сами хотят всё контролировать, они становятся взрослее, понимают, что способны на многое. А спустя время так и вовсе создают собственные лейблы. Это не странно, что скажете?

Честно говоря, ситуации бывают разными. Есть шаблонные конфликты, раскрутился — ушёл. Есть конфликты за дело, например за неисполнение условий, обманы, бывают из пальца высосанные, когда лейбл в туре не предоставил белое полотенце или когда артист не сыграл песню на гитаре определённой марки. Абсурд, но бывает.

Подчас музыканты или артисты не довольны работой самого лейбла. Есть личный опыт, когда пишешь с призывом о продвижении материала, организации турне в его поддержку, мерча, а в ответ либо тишина, либо бездействие, отговорки. Разумеется, с опытом понимаешь, что многими вещами можно управлять самому, успешно управлять, развивать, добиваться успеха, тогда и надобность в лейбле отпадает вместе с его хитро составленным договором. Но это, опять же, всё зависит от случая.

Обесценилась ли музыка в связи с технологическим прогрессом?

Думаю, сложно однозначно ответить. Две стороны медали. С одной стороны, с развитием технологий она стала гораздо доступней, как для прослушивания, так и для её создания, неважно, какого жанра. И здесь моментально появился музыкальный переизбыток, переизбыток музыкального предложения, и далеко не всё из этого достойно внимания даже для прослушивания, не говоря уже о какой-то там покупке. Всё осложняется также тем, что поиски чего-то годного стали занимать всё больше и больше времени. То, что могло зацепить слушателя лет 10-15 назад, теперь просто — очередное творение, которого полно. И здесь начинается уже музыкальный прогресс, новые приёмы, обработка саунда — всё, чтобы музыка определённого автора была интересной и конкурентоспособной. Думаю, что это положительный момент в технологическом прогрессе.

Чтобы поиск музыки перестал занимать кучу времени, нужны редакторские группы или математические алгоритмы по её подбору, как думаете?

Тематические группы, назовём их так, во многом облегчают поиск интересующего. Потому они, безусловно, нужны.

Если перед корпоративом вы получили стопроцентную предоплату, а потом какой-нибудь человек на выступлении кинул в вас бутылку, какими будут ваши действия?

Никакими, потому что я никогда не соглашусь на корпоративное выступление.

Даже за большие деньги, например, 10000 долларов?

Думаю, что да. Потому что тогда я предложу провести нормальный настоящий концерт. Но не корпоратив. Но, опять же, это крайне маловероятно, потому что я на данный момент пока не планирую выступать вживую.

Вам дали денег на строительство музыкального клуба. Как вы распорядитесь деньгами?

Всё зависит от суммы. Для начала я постараюсь максимально правильно всё рассчитать, чтобы удостовериться хватит ли мне этой суммы или нет. А там уже решать и, исходя из результата, возможно, заняться этим строительством. (Улыбается.)

Хотя бы кратко, на что бы вы сделали акцент при создании клуба, если оглядываться на те заведения, которыми сегодня наводнены города?

Сцена. Я считаю это самым главным, потому что там, где я живу, и где доводилось выступать Doden Grotte, сцены не было никогда. А это серьёзный минус клубу, который берёт на себя организацию. Второе, пожалуй, это звукоизоляция. Поскольку зачастую из-за её отсутствия часто страдают все: звукорежиссёры, слушатели, музыканты и даже бармены.

Третье — нормальное, комфортное помещение для музыкантов. Та же гримёрка.

Если так случится, что у нас будет только российский интернет, вы будете горевать?

Думаю, что да, ведь большинство слушателей и почитателей Spell Of Dark живут как раз за рубежом.

Но если ограничения вступят в силу, вы быстро привыкнете к новой действительности?

Даже не знаю, думаю, что буду привыкать долго. Во всяком случае найду любые иные пути.

Spell Of Dark — Eternity Somewhere There

Недавно натолкнулись на существование не то настоящих, не то вымышленных инструментов. Упоминалось Кошачье фортепиано, «в котором вместо струн использованы живые коты, чьи хвосты протянуты под клавишами так, что при нажатии они кричат от боли (каждый в своей тональности)». Встречались ли вам когда-нибудь странные музыкальные инструменты?

Да, на синтезаторе. Туда были установлены различные звуки типа храпа, криков, падающих стаканов и крышек от кастрюль. Необычно и смешно. Хотя некоторые умельцы делали из этих звуков интересные вещи.

Но вы в своей музыке ничего удивительного не использовали?

Нет. Видимо, моя музыка слишком примитивна для этого. (Улыбается.)

Не могли бы вы уточнить для нас, сколько в среднем дорожек в мультисессии вы используете?

12-16 дорожек где-то.

Когда вы последний раз включали телевизор?

… И не вспомню. Наверное, на Новый год, чтобы посмотреть дискотеку 80-х.

Какой процент аудитории вашей группы является наиболее активным?

Я думаю, что зарубежная аудитория. Чаще мне пишут в директ, интересуясь музыкой и композициями.

Влад Николович (Spell Of Dark)
Влад Николович (Spell Of Dark). Фото: Алёна Калинкина.

Это рядовые слушатели или творческие люди в том числе?

Я не интересовался, кто они, потому для меня они все слушатели, говорю без пафоса. Творческие люди, особенно из России, воспринимают меня часто как конкурента, мне кажется. Поэтому я с ними достаточно редко общаюсь.

Раньше я сам выходил на связь с творческими людьми, мне было это интересно. Но я не был доволен общением и желание это пропало достаточно быстро. Также и с зарубежными. Но с некоторыми у меня достаточно хорошие отношения, мы до сих пор периодически общаемся.

Должен ли музыкант бояться того, что его забудут, если он перестанет регулярно издавать новый материал?

Должен. Но здесь «бояться» — не то слово, думаю. Просто осознавать, что при отсутствии чего-то нового через какое-то время это всё уйдёт в прошлое. И этот срок индивидуален для каждого.

Вы играете в компьютерные игры?

Изредка во «В тылу Врага» и Blitzkrieg. Новое не интересно, плюс — большие требования к компьютеру. Ну и самое главное — это отнимает много времени.

Поделиться: