Привет, Вадим!
Привет!
Зачем ты занимаешься музыкой?
Мне это нравится, и мне кажется, что музыка позволяет видеть жизнь шире, развивает кругозор, фантазию и слух.
Каким образом она развивает твой кругозор?
Самый банальный пример — когда я покупал кассету «Гражданской обороны» альбом «Тоталитаризм», я даже не знал смысл этого слова, потом прочитал, что это, и таких примеров масса. Музыка в любом случае заставляет либо расслабиться, либо думать, либо действовать.
Действовать в каком направлении? «Гражданская оборона» к каким действиям тебя побуждает?
Тоже пытаться писать песни.
Песни, как у «Гражданской обороны»?
Нет, не обязательно. Однозначно они на меня повлияли и, может, слышно что-то похожее, но без подражательства стараюсь.
Ты учился музыке в музыкальной школе. Только русский андеграунд влиял на тебя?
Закончил музыкальную школу по классу гитары, скорее, русский рок больше всего повлиял и влияет. Я пошёл учиться играть на гитаре после того, как увлёкся группой «Кино».
Ого! Что тебе говорили преподаватели?
Что это примитивная музыка и нужно играть классику, но я просил подбирать аккорды к их песням и стоял, и стою на своих вкусах.
Я играл Баха и Генделя. Тебе получалось избегать этого?
Нет, я тоже играл классику, в плане техники игры это очень полезно.
Разве только техника?
Для меня — да. В плане близости музыки она не вызывала у меня никаких эмоций.
Что для тебя русский рок?
Это та музыка и смысловой поток, который мне близок.
Вадик Кашин — Мы будем стоять
В детстве есть период подражания, когда копируешь музыку любимых исполнителей, делаешь аранжировки в их стиле. Кто для тебя являлся ориентиром в музыке?
Цой.
Сейчас, когда сочиняешь, на кого-то ориентируешься?
Стараюсь ни на кого не ориентироваться, но получается это или нет, слушателям видней.
На твой взгляд, как дела обстоят с музыкой в Крыму?
Мне кажется, всё печально, все как-то поодиночке делают и пытаются мериться, кто лучше пишет песни. Я не сторонник такого подхода, считаю, нужно быть сплочённее и поддерживать друг друга.
Но у тебя же есть группа, значит, ты не один и имеешь единомышленников.
Это приглашённые музыканты для разового выступления.
На каждый свой концерт ты по-новому собираешь группу из разных людей?
«Каждый» — это сильно сказано, вот совместно с вами это вообще были первые концерты, где я пел свои песни на публике.
У тебя не богатая музыкальная история?
Песен много, но я их не играл на публике.
Их нет в аранжировке? Я тебя только в акустике слышал под одну гитару.
На данный момент полностью в студийном качестве три песни: «Путь домой», «Надоело!», «Мы будем стоять». Остальные в любительском домашнем качестве, но я думаю, что скоро начну запись в студии. Кстати, очень интересно твоё мнение по поводу песен. Они есть в моих записях.
Спасибо. Группы в Крыму есть вообще, или все сидят по домам и сочиняют «в стол»?
Есть старая группа, очень достойная — «Лидер», и ещё мне нравится группа «Сатисфакция обе» из Севастополя. Есть из моего посёлка Приморский группа «Абордаж» — это такой спид-метал с пиратской тематикой.
Не густо. Я ребят с гитарами в Крыму не замечал. Может репетируют? По Москве и Питеру постоянно шляются парни с гитарами. (Улыбается.)
Как-то упал в Крыму интерес к гитарам, все с интернетом похоже.
Фестивали какие-нибудь проводятся?
Проводятся, но довольно редко.
С чем это связано? Клуб в Севастополе «Артишок» отлично оборудован и мог бы осилить любой фестиваль в своём формате.
Не знаю, почему, может, это финансово невыгодно, да и группы многие, наверное, требуют большие гонорары.
Когда-то было по другому?
Да, когда я ходил в музыкальную школу, у нас была группа, так даже в нашем посёлке населением десять тысяч человек на концерт набивался полный местный ДК мест на восемьсот. Это были 2002-2003 годы.
В то время люди не сидели по домам — это точно. Почему на одни группы ходит больше людей, а на другие только десять друзей?
Мне кажется, что люди поднасытились музыкой, сейчас такой огромный информационный поток, что тяжело отсеивать ненужное, чтобы добраться до интересного.
Я бы согласился с тем, что количество музыки огромное, но с перенасыщением нет. В городе много людей с наушниками в ушах и, если прислушаться, то у многих можно услышать звуки музыки. Может из-за лени не ходят? В интернете всё уже есть: живые концерты, не живые концерты, фото, кино.
Я к тому, что многие слушают музыку, как бы закрывшись в своём мире. Я постоянно сталкивался, так сказать, со смешками в мою сторону типа «фууу ты слушаешь отстой, а мы вот супер музыку», а кто скажет, какая музыка супер, а какая нет? У каждого своя музыка.
На твой взгляд, если пофантазировать, то можно представить себе жизнь без интернета. Как бы это повлияло на музыку?
Я думаю, люди бы больше ходили на концерты, и это давало бы большее развитие музыкантам.
Интернет даёт много информации. Раньше мне приходилось сидеть с магнитофоном, который понижает скорость записи, и снимать партии любимых гитаристов таким образом, а сейчас всё есть в интернете. Разве не так?
В этом плане согласен, но мне было интересно снимать с кассет, в интернете столько всего, что надоедает искать, отсеивать ненужное. Я помню, когда начинал учиться играть на гитаре, слышал песни «Гражданской Обороны» только во дворе, ребята их играли, и мне было жутко интересно, как их исполняет сама группа. Мне дали кассету какую-то размагниченную с ужасным качеством, но счастья у меня было очень много. Сейчас всё есть в интернете, но такой радости мне уже не приносит почему-то.
Я уверен, что снимать на слух гораздо полезней для развития, но сейчас сам этим не занимаюсь. Проще найти в интернете. Главное слово тут — «проще».
Вот в этом и вопрос, когда становится проще, становится ленивее и что-то более сложное, типа снимать на слух, становится уже влом. Все в инете просят: «дайте табы, аккорды и так далее», — я стараюсь сам подбирать, пусть это дольше, сложнее, зато потом слух так привыкает, что с каждым разом всё легче и легче. Ну ты сам это знаешь.
Меня это всегда удивляло, просят аккорды какой-то простенькой песенки. Я старался всегда сам всё снять. Даже если недостоверно, то додумывал что-то своё.
Вот и я про то, иногда вроде играешь песню чью-то и кажется, что вот не хватает аккорда. Так и развивается слух и творчетву помогает, я считаю.
Почему публика кричит и радуется, если вокала не разобрать?
Значит исполнитель и публика на одной волне, я думаю, исполнитель зацепил слушателя харизмой или звуком или… чем угодно.
Вадик Кашин — Надоело
Как думаешь, почему не разобрать голоса, кто виноват?
Рассматриваем вариант, где это не задумка исполнителя, верно? Сорри, что вопросом на вопрос. (Улыбается.)
Конечно. Вышла группа и начала играть. Весь концерт ничего не слышно.
Думаю, тут много факторов может быть: равнодушие звукаря и самого исполнителя, плохой аппарат, неумение его настроить и так далее. Хотя сейчас аппарата много, плохой аппарат стоит вычеркнуть.
Да. Аппарат сейчас чаще хороший. От какой музыки тебе очень плохо, а от какой очень хорошо?
От попсы бездушной, которая только ради денег, плохо. А лучше всего от русского рока 1980-1997 годов.
Ты хотел бы получать деньги за свою музыку, свои концерты?
Нет, единственное, что хочу, чтобы люди слушали и им нравилось.
Некоторые рок-исполнители из 1980-1997 распустили свои классические составы и набрали пионеров, думаю, деньги тут играли не последнюю, боюсь, даже, первую роль. Что думаешь?
Да, конечно, многие так и сделали, к сожалению. Многие распались, многих забыли.
Но ведь есть и хорошая поп-музыка, которая ради денег.
Пример?
«Лицей» первый альбом, Леонид Агутин первый альбом, «Максим» первый альбом, «Бандерос» тоже первый альбом, у Валерии, когда ею Александр Шульгин занимался. Вспомнить могу много. Это навскидку.
Кстати, сегодня с Ником разговаривали о фолк-роке и сошлись, что София Ротару ранняя очень даже сильный фолк-рок.
Заметь первые альбомы, потом вкус денег перекрыл творчество.
Как правило первый альбом — это выжимка из всего творчества, а затем начинается гонка за количеством в ущерб качеству; необходимость выпуска по альбому в год, попытка повторить успех первого альбома его средствами, страх перед экспериментами, например.
Именно.
Не вкус денег. О деньгах они думали сразу.
Они, может, но не все группы так.
У Валерии с Шульгиным стабильно выходили хорошие треки.
Вспомни Ленинградский рок-клуб, кто там получал гонорары?
Группа «Кино», например, собирала стадионы.
Это с 1988, они уже не в рок-клубе были. А предыдущие семь лет.
А при чём здесь предыдущие семь лет? К чему шёл парень, и к чему пришёл? Пришёл к Айзеншпису в итоге.
Я не думаю, что он шёл к деньгам, как он сам говорил, есть возможность играть за деньги — играю, нет — буду делать это бесплатно.
Я чем старше становлюсь, тем менее идеализирую людей. (Улыбается.)
С людьми, лично мне, вообще сложно, я стараюсь разделять творчество и личность.
На обычной работе ты с людьми работаешь?
Да.
Сложно работается?
Да, у каждого свои проблемы, так сказать, тараканы, но, конечно, и хороших людей хватает. Я очень увлекаюсь физическими носителями, то есть винилами, дисками, аудиокассетами любимых групп. Есть замечательная группа в VK «Виниловые коды», я в ней, конечно, состою, и там не только про винил, а про все носители и издания. Ребята, руководители той группы, предложили мне издать аудиокассету с моими песнями, очень радует, что есть такие люди. Меня никто не знает и особо не слышал, а вот верят.
Вадик Кашин — Путь домой
Это очень хорошо. Как думаешь, с чем связан подъём интереса к винилу?
Лично для меня это более качественный звук в большинстве своём, так как издать тираж очень дорого и подделывать, нет смысла, хотя бывает. А вообще, отчасти, это просто для коллекции.
Да. Странная ситуация. Я вижу людей, которые просто слушают музыку из динамика телефона, не понимаю, что они там слышат, а есть небольшой подъём интереса к винилу. Я с детства гнался за качественным воспроизведением звука и старался, по возможности, наращивать мощь аппаратуры. Родители мне в этом помогали.
Я по финансовым возможностям стараюсь брать издание одного и того же альбома, если он мне очень нравится, на виниле, кассете, диске, чтобы сравнить звук.
Ого. И какова разница?
Ты знаешь, по-разному, зависит от издания и издательства. Вот, например, группу «Кино» издали ужасно на виниле, без винилового мастеринга, просто закатали с дисков и всё.
Возможно, с «Кино» сложно всё. Там, наверное, исходники не сохранились. Хотя могу ошибаться.
Чаще хорошо издают винил небольшие издательства, например, «АбыШоМьюзик», «Машина рекордс».
Кто в стране сделал вывод о том, что рок мёртв?
Не знаю, я верю в русский рок, песни Цоя, Хоя, Летова до сих пор поют и слушают, чего не скажешь о многих других стилях.
ТВ-канал с рок-музыкой закрыли, за радио я особо не слежу, но, когда случайно слушаю «Наше радио», например, оптимизм мой угасает.
Пытался я слушать «Наше радио», там от русского рока вообще толком ничего нет.
Как бы ты назвал ту музыку?
Её назвали до меня, Егор Летов сказал и Шнуров повторил: «Любит наш народ всякое говно».
Ты музыкой занимаешься от безысходности или по зову сердца?
По зову сердца, мне это нравится.
Спасибо, Вадик.