Женя Лепокурова – интервью

Привет!

Привееет!

Твоё отношение к приёму алкоголя перед выходом на сцену.

Бухнуть перед выходом на сцену? Азат, а зачем? Расслабиться? Мне не поможет. Я скорее включу самоконтроль и получится не очень расслабленно. Плюс потом мне будет стыдно, потому что я не люблю обмана. Отвечу кратко: лучше я буду трезвая, как пьяная, чем пьяная, как трезвая. Моих музыкантов это тоже касается.

Ты сама решаешь за своих музыкантов?

Нет, конечно. Мы обсуждали, и они согласны, что перед концертом выпивать не стоит. Мотивация у каждого, наверное, своя, но в результате все сошлись. Мы уже все люди взрослые, с жизненным опытом. (Улыбается.)

В твоей практике были провальные концерты, за которые было стыдно?

У меня концертов было мало, Азат. По пальцам можно пересчитать. Я раньше чаще отказывалась от разных предложений, чем принимала. Не считала себя настоящим артистом. А у “ненастоящего” артиста провалов быть не может, всё как бы понарошку. Впрочем, я видела записи, которые меня расстроили тогда. На одно выступление наш гитарист сильно опаздывал, и я почему-то, скорее всего, по неопытности решила, что публику надо начать развлекать ровно по расписанию. Я хотела как лучше сделать и под минус стала петь что-то совсем без подготовки. Очень плохо пела даже для “ненастоящего” артиста. Брр. Лучше бы я этого не делала. Хотя люди приняли меня всё равно тепло. Мне в этом смысле везёт. Гитарист приехал, и всё встало на свои места. Возвращаясь к теме алкоголя, было ещё одно сомнительное видео, где я – “в полное говно”. Но на том мероприятии все были такие же, включая аудиторию. За то выступление мне не стыдно, просто теперь я понимаю, что так нельзя.

Получается, что ты считала, если ты “ненастоящий” артист, то не ощущаешь ответственность за то, что происходит на сцене?

Да.

А ты понимаешь, что всё зависит только от тебя или полагаешься на проведение?

Сложный вопрос. В целом, да. Просто психика – вещь подвижная. Иногда всё само получается, а иногда – нет, надо прилагать усилия, чтобы сгенерировать энергию, которая всех вокруг заряжает и множится в ответ, и делает людей счастливее.

У вас в банде вы совместно принимаете какие-либо решения, или ты оставляешь это право за собой?

Последнее слово за мной. Коллектив носит моё имя, причём не вымышленное, а реальное. Уже хотя бы это даёт мне право решать. (Улыбается.) Ну, на самом деле, так сложилось эволюционно. Я не очень-то люблю командовать и всячески от этого в жизни уклоняюсь. Но в какой-то момент кому-то нужно начать принимать решения. Иначе ничего с места не сдвинется.

Было ли желание назвать группу, как обычно называют группы? Например: “Отрешённые”, “Моршанки” или “Женя и лесорубы”? (Улыбается.)

Не-а, а зачем что-то выдумывать, когда такая фамилия красивая? Я могу названий пятнадцать за час “набросать” вполне себе в духе времени или вне его: смешных или глубоких, но они быстро надоедают. А так, есть у человека имя, и он, имея это имя, хочет – поёт, хочет – продукт какой-то выпускает или услугу оказывает. Всё по-честному.

Ты веришь в то, что как “Яхту назовёте, так она и поплывёт”?

Игорь Пегас
Игорь Пегас.

Верю. Безоговорочно.

На твоём YouTube-канале загружено четыре видео с перерывом в семь лет. С чем это связано?

Это даже не мой канал. Он носит моё имя, но я сама в сеть ни одного видео не залила, не считая недавних в Instagram. Там (в Instagram) я сама что-то периодически пишу, а на YouTube и в ВКонтакте – это мои друзья, знакомые, просто люди, которым творчество моё нравится. Надо, конечно, самой этим больше заниматься.

Перерыв – очень просто; у меня тогда родилась вторая дочка, а брака стабильного с её папой не получилось. Мне пришлось очень много работать, поскольку музыка уже начала приносить доход, но крайне нестабильный. Мне одной для себя хватило бы заработка, но у меня двое детей уже было, одна из них – новорождённая. Кроме того, что-то с гормонами происходит, когда ребёнок рождается, и все силы туда. Когда маленькой было два года, мы поехали в Америку и “подзависли” там с девчонками. Я училась в UCLA.

А здесь, в Москве, после двух лет пребывания в Штатах целый год ушёл на адаптацию: старшей дочери очень трудно было возвращаться в русскую школу. Теперь, вроде, все привыкли, стали самостоятельнее. И у меня желание петь вернулось.

Училась в Калифорнии? Каким специалистом выпустилась?

Сначала я учила английский: Academic Writing. Научилась грамотно писать, получила самые высокие баллы на экзамене, что дало мне возможность поступить без экзамена на программу, которая называется Entertainment Studies. Она доступна для людей, уже имеющих высшее образование, и включает в себя набор обязательных классов и классов по желанию. Все связаны с кино. Я брала много классов по актерскому мастерству, один – режиссёрский, анализ сценариев и многое другое, финансовый даже.

Женя Лепокурова – Первый Медицинский

Какие формы обучения у них имеются?

Я училась очно. Каждый quarter (это как семестр) или даже реже ты можешь брать не больше одного онлайн-класса, я точно не помню. В Америке очень важна посещаемость. Если студент пропустил двадцать процентов классов даже по уважительной причине, ему придётся начать всё сначала. Договориться ни с кем не получится.

Музыкой там заниматься получалось?

Совсем нет, к сожалению.

Игорь Пегас, Юрий Змиев (Юрбас), Женя Лепокурова, Евгений Ильницкий
Слева направо: Игорь Пегас, Юрий Змиев (Юрбас), Женя Лепокурова, Евгений Ильницкий.

А в целом, как музыкальная жизнь студентов? Обращала внимание на это?

У нас среди актеров было только трое музыкантов: две девочки пели в каких-то барах и “на свадьбах”, и парень-швед играл на гитаре, он потом, уже после моего отъезда из Америки, собрал свой бэнд. Лос-Анджелес в 2013-2015 – это бесконечный хип-хоп, который звучал отовсюду: из машин, баров, клубов, домов. Впрочем, на третьей улице (3rd Street Promenade) в Санта-Монике можно было услышать живую музыку всех жанров и стилей. И часто, исполнение классное. Была там даже одна трогательная русская бабуля в панамке с гитаркой с репертуаром что-то вроде “стоят девчонки, стоят в сторонке…”. Я ей всегда давала пару долларов, просто потому что она пела на русском языке. А вот одна американская бабуля каждый вечер танцевала, да и сейчас танцует арабские танцы, ну или их подобие. И это, конечно, умнее в смысле заработка. Ребят из Саудовской Аравии с деньгами там просто море. В основном приезжают с семьями и учатся. Им правительство гранты выделяет на обучение за рубежом.

А ты как приняла решение учиться там и зачем?

Азат, я не очень большой мастер ставить цели. Мы как-то путешествовали с семьёй, были в Санта-Монике несколько дней, и я сразу поняла, что я ещё вернусь в это место. А через несколько лет я повезла детей “к морю”, а самой мне тогда не хотелось просто валяться на пляже, решила поучиться, погуглила, нашла UCLA. Понравилось. Была возможность – продолжила учиться, девчонки со мной всегда. Им там очень хорошо было. И география, и культура стали за это время родными. Самое интересное, что там за два года не поменялось НИ-ЧЕ-ГО-шеньки. В Москве, например, всё время какие-то перемены происходят. А там всё по-старому. Читаю сейчас периодически биографию Anthony Kiedis из RHCP, он описывает события 50-летней давности, и я узнаю и улицы, и типажи людей.

Это называется стабильность, наверное. (Улыбается.)

Как считаешь, то, что окружает и то, что звучит, влияет на уровень и качество жизни? Я имею ввиду архитектуру и музыку. Ну и сопутствующие штуки. Кино, например.

Абсолютно. Это называется культурная среда. Правильно? Когда она чуждая, бывает устаёшь и раздражаешься. Я обожаю красоту, люблю вкусно поесть, общаться и обниматься с приятными людьми, обмениваться с ними мнениями или танцевать до упаду, а может, решать совместные задачи. Хорошее кино – счастье. Однако, всё это успокоение и счастье можно найти и внутри себя, имея определённый багаж чувств и пониманий.

Женя Лепокурова – Елизавета

Что тебя заставляет проявлять творческую активность?

С творчеством легче жить. Ну, есть ещё момент… почему именно активность. Это может прозвучать смешно, (Смеётся.) но потому что есть ещё, что сказать. Кто, если не я, будет говорить таким уникальным голосом? (Улыбается.)

Видел тебя на фото в составе женской группы. Это была девчачья поп-команда?

Азат, было бы круто поучаствовать в девчачьей группе, но это, наверное, какое-то случайное фото. Никакого более-менее стабильного проекта не было, не могу вспомнить…

Жаль фото не сохранил. (Улыбается.)

Ох, мне тоже жаль, напрягаю мозг теперь.

Как произошло твоё знакомство с Денисом Нааном, автором “Алёнки”?

Вспоминаю. Я факультативно посещаю какие-то классы по истории кино или что-то в этом роде в музее Маяковского. Однажды прихожу туда со своей дочкой Викой, и вот подходит к нам человек в какой-то шубе или фуфайке (зима была) и растаманской шапке и говорит, что мы очень красивые и надо бы нас в кино снять. Обмениваемся телефонами. А весной он мне звонит и предлагает попробовать попеть его песни. Я петь люблю и вообще ищу какой-то выход своей природной артистичности, пробую. В общем, за то лето я напела, как чувствовала, с листа песен двадцать-тридцать. Денис их свёл потом смешно. Денис выкладывал их на MySpace, песни имели успех, расходились по сети. Но “Алёнка”, кстати, не была в их числе. Её мы позже “записали”. Почти через год. А где-то между этим мы успели поработать на радио, вели какую-то программу совместно. У Сергея Доренко.

Ты до Наана вообще публично не пела?

Можно сказать, нет, Азат. В школе, в институте было, в самодеятельности солировала. Один раз пела перед целым заводом в Саратове. Две песни: А. Пугачёвой “Вычислить путь звезды…” и М. Бернеса “Я люблю тебя жизнь”. У меня парень был басистом, который играл в классной саратовской рэпкор-команде “Доктор Роуди”. На этом заводе им давали базу репетиционную, а взамен нужно было участвовать в концертах на Восьмое марта, например. Репертуар у пацанов был довольно незаурядный для того места и времени. Вот ребята меня и просили спеть эстрадное что-то, я пела. Смешно. Надо такое видео снять. У меня картинка перед глазами нарисовалась: ребята голые по пояс, в шортах… в носках-гольфах и я в мини-юбке-трапеции с собранными в ракушку волосами. (Смеётся.) Funny.

Юрий Змиев (Юрбас)
Юрий Змиев (Юрбас).

Песня Магадан про тебя?

Да не, но она про всех. Я, например, родилась в Молдавии, потом первый свой год жизни провела в Ираке, второй – в Стерлитамаке… (Смеётся.) Такая песня получилась. Четвёртый год своей жизни я провела в Сибири. У меня папа военный. Где мы только не жили. А ты где родился, Азат? (Улыбается.)

Я в Свердловске. Помню, играли концерт в Стерлитамаке в начале 2000-х: лил дождь, сцена под напряжением и без навеса. Спасло то, как мне кажется, что мы все были на радиосистемах. Хотя я в электричестве не силён – электричество штука тёмная. (Улыбается.)

Как тебя свела судьба с Артемием Троицким? Он тебя очень любит, как я понял.

Это ты так решил, потому что он мне подпел на выступлении? (Улыбается.) С Артемием мы познакомились ещё до того, как я петь начала, во время автобусной экскурсии в Дубровник. Точнее, его дочка, Саша, нас познакомила. Я ей понравилась, видимо. Мы созванивались после этого, так по-дружески болтали, пару раз Артемий мне билеты давал на какие-то мероприятия. А однажды звонит и своим весёлым немного скрипучим голосом говорит: “Лепокурова, ты что поёшь? Мне прислали видео с предложением номинировать тебя на премию “Степной Волк”. Я посмотрел, мне очень понравилось. И продолжай вот так же рычать. У нас такого никто не делает. Сможешь на “Степном Волке” выступить в июне? Мы тебе с Владиком Монро подтанцуем и подпоём”. Я согласилась и под минус пела там в конечном итоге, с музыкантами как-то не срослось, зАпили, один вообще в монастырь ушёл. (Улыбается.)

Слышал его отзывы о тебе.

Допускаю, что Артемий мог хорошо отзываться. Он очень честный человек. Если говорил, значит так и думал. “По-дружбе” хвалить никогда не станет. Я испытываю к нему большое уважение по этой причине. Ну и не только по этой.

Тебе под минус тяжелее петь, чем с бандой, составляет ли акустический формат выступления конкуренцию полноценному электрическому?

Скучнее под минус, Азат. У меня такого большого опыта нет, чтобы оценивать. Может, если это нормальный минус, который звучит плотно, и хорошо отрепано в сочетании с каким-то световым шоу и видео на заднем плане, то это будет “развлекать”. (Улыбается.) Но это исключительно для весёлой танцевальной музыки подходит. И всё равно, неплохо было бы добавить хотя бы один живой инструмент. (Видела я джазовых певиц, поющих под минус. Не то.) С другой стороны, почему бы и в случае с акустическим выступлением не использовать проектор? Что касается конкуренции, акустика мне лично больше нравится: мне хочется петь интимнее что-ли, но не всякая площадка для этого подходит.

Мне акустика тоже больше нравится. Ты ближе к людям, которые тебя слушают. (Улыбается.)

Именно, ближе к людям. И к себе.

Не нашёл ни одного интервью в интернете. С чем это связано?

Я не давала. Считала, что это глупости. Теперь понимаю, насколько ошибалась.

Часто ли ты сомневаешься в чём-либо и каким образом это сказывается на музыке?

Часто, Азат. Если сразу что-то не сделала, то начинаю рефлексировать. Музыка от этого, конечно, страдает.

Ты всё время улыбаешься, но когда ты последний раз была раздражена и по какому поводу, если не секрет?

Да не секрет, конечно. Сегодня. В такси садилась и светлые джинсы о порог машины испачкала. Закричала: “Shit, I knew that was gonna happen!” Была раздражена, даже водитель напрягся, но я быстро извинилась. А в другой день могла бы отреагировать на такой пустяк просто: “Ой”.

Что меня стабильно раздражает, это, когда взрослые унижают человеческое достоинство детей, своих или чужих – неважно.

На самом деле, улыбаться значительно выгоднее во всех смыслах. Я перед сном губы в улыбку растягиваю. Потом сны хорошие снятся. Попробуй. (Улыбается.)

Спасибо. Я вряд ли вспомню об этом перед сном. (Улыбается.) О твоей музыке некоторые слушатели говорят: “Мотив знакомый, а кто исполняет?” Можешь прокомментировать, почему люди так говорят?

Женя Лепокурова
Женя Лепокурова.

Затрудняюсь ответить точно, я не слышала о таком. Но могу попробовать предположить. Моё творчество – это интерпретации. Наверное, поэтому мелодии узнаваемые. Почему меня не узнают? Забыли просто, как вариант. Манера исполнения и голос у меня всё-таки узнаваемые. Например, одну песню я просто исполнила, потому что меня очень попросили, нужен был женский вокал. Я через силу спела. И она была выложена под чужим именем, но “пользователи сети”… можно так назвать?… (Улыбается.) всё-таки определили исполнителя, и она висит везде именно под моим именем, и мне с этим жить. Этот случай послужил мне уроком.

Твой голос ни с каким другим не спутаешь. Как ты относишься к музыкальным заимствованиям у других исполнителей?

Я совершенно нормально отношусь к заимствованиям. Как к данности. И все творцы, как мне кажется, нормально относятся, когда сами вдохновляются, отдают дань уважения, каким-то образом заимствуют. Например, русский романс “Дорогой длинною”, написанный в 1924, выпускается в несколько изменённом с музыкальной точки зрения виде и переведённым на английский язык в 1962, в исполнении американского фолк-трио. Затем на лейбле The Beatles издаётся сингл, основанный уже на песне американского трио. Потом эта песня долго лидирует в хит-парадах и оказывается переведённой на различные европейские и азиатские языки. Хорошо это или плохо? Классно, когда в голове звучит музыка. Но она вся на что-то похожа. На недавнем концерте Depeche Mode я слышу песню и легко “впеваю” туда “С неба чистого я неистово срываюсь вниз…”. Хотя, может, это только я слышу. Иногда, даже если ты сочинил оригинальную музыку, это значит, что ты ещё не понял, у кого её “позаимствовал”. Оригинальность заключается в манере исполнения. Важно, чтобы заимствования были осуществлены талантливо и с любовью. Всё, что без любви, само не приживётся.

В дополнение: конечно, если кто-то просто “тырит” музыку и выдаёт за свою – это нехорошо. Нужно ссылаться на первоисточник, договариваться и прочее. Я слышала, сейчас существует практика аренды битов.

Что будешь делать, если услышишь часть своей песни в треке поп-исполнителя?

Засужу. (Смеётся.)

Ну а если серьёзно, не знаю, меня приставка “поп” сама по себе не пугает. Это значит популярный для меня, да и всё. Я сама не знаю, к какому лагерю отнести себя. Кто-то записывает меня в андеграунд, другие в эстраду.

Я – элемент объединяющий, не противопоставляющий.

Я иногда что-нибудь как запою, ребята мои, воспитанные на зарубежной музыке, бывает кривятся, потом улыбаются, потом пробуют наиграть. Пусть все поют всё, что захотят, получится лучше, чем у меня – отлично. Но я всё-таки теперь всё буду оформлять на бумажке прежде, чем в сеть выпускать. Один юрист меня научил недавно, всю эту кухню объяснил.

Допустим, песня, которая будет тебе приносить кучу денег, а стороннее лицо возьмёт твою мелодию и начнёт зарабатывать деньги, написав новый текст или переделав аранжировку, не поставив тебя в известность. Вариантов может быть масса. Что скажешь?

Азат, я так думаю: песня мне уже приносит кучу денег – отлично! (Улыбается.) Пусть ещё кому-нибудь принесёт, но, “не поставив в известность”, – это, конечно, неуважение. Тем более, что сейчас через сети можно связаться с кем угодно. А ещё неприятнее, если кому-то твоя песня приносит кучу денег, а тебе нет. Но я точно не из тех, кто любит судиться. Я могу поменять свою точку зрения позже.

Женя Лепокурова – Зима

Дочери слушают твои песни?

Маленькая – да! Поёт их всё время, а у старшей другой вкус, скорее – нет, но и она в последнее время стала меня поддерживать, песни так и не слушает, но часто говорит, что у неё крутая мама. (Смеётся.)

Скучаешь по детству?

Не-а, не скучаю по детству. Больше всего я люблю то, что происходит здесь и сейчас. Взрослым лучше быть, чем ребёнком. А с другой стороны, Азат, мне кажется, что я просто не расстаюсь с детством.

(Улыбается.) Мне взрослым тоже нравится больше. Ребёнок слишком зависим. ИМХО.

Да, согласна, дети ограничены во многом.

Игорь Пегас, Юрий Змиев (Юрбас), Евгений Ильницкий, Женя Лепокурова
Слева направо: Игорь Пегас, Юрий Змиев (Юрбас), Евгений Ильницкий, Женя Лепокурова.

Что тебя радует в жизни?

Больше всего меня радует общение с людьми, не со всеми, но когда совпадает – это лучшее, что может быть. Успехи детей радуют, и моих, и чужих. Когда люди хорошо живут, веселятся, заботятся друг о друге. Музыка радует очень. Но и тишину люблю. Особенно по утрам. Еда радует, одежда новая, книги, фильмы, искусство, новые места, знания. Всё, как у всех, я думаю.

Ты долго жила в Америке. Я сужу по фильмам и поэтому такой вопрос. В фильмах люди разговаривают по телефону, а затем, не прощаясь, бросают трубу. Очень часто такое видел. Там хамы какие-то живут?

Не-е, наоборот. Очень важно быть nice. And if you are not nice трудно построить карьеру. С другой стороны, американцы могут запросто на факс не отвечать неделями. Им просто “в лом”. Сталкивалась. Зависит от отрасли, наверное. Они такие разные, но если человек хочет построить карьеру, он обязан быть “nice”, без этого никак. Такое у меня сложилось впечатление. Хотя я жила в особенном штате – Калифорнии. В массе своей американцы вежливые и доброжелательные. Особенно по отношению к детям. Кроме того, в Штатах “на руках носят” инвалидов. Это о многом говорит.

Как ты относишься к одиночеству?

Одиночество – грустно и даже страшно, например, когда оно безысходно. Побыть иногда одному – круто! Я это обожаю: остаться одной дома или пойти “сама по себе” в музей, даже на концерт. Это отдых. А бывает ведь, что оказываешься в компании, где тебе одиноко.

Спасибо, Женя.

Состав группы Женя Лепокурова на момент интервью:

Поделиться: