UP!UP!UP! Music — ключевая творческая площадка для музыкантов из России.
Привет, Иван. Какой образ жизни тебя подтолкнул к открытию собственного лейбла?
Привет! Образ школьника — любителя музыки. В седьмом классе я играл в аудио-пирата, переписывая пластинки на аудиокассеты. Мой пиратский лейбл назывался Alpha Records. (Улыбается.)
Что ты делал с теми аудиокассетами?
Продавал в комиссионном магазине с помощью родителей.
О, бизнес. Какой это был год?
Это было где-то с тысяча девятьсот девяносто пятого по тысяча девятьсот девяносто седьмой. В девяносто восьмом я поступил в институт, и кассеты потихоньку отошли.
В каком городе это происходило?
В городе Реж в восьмидесяти километрах от Екатеринбурга. Кстати, официально мой юридический адрес всё ещё там. (Улыбается.) Плачу налоги в бюджет этого города. Точнее не мой юридический адрес, а юридический адрес лейбла находится там.
В Реже я бывал с концертом. В девяностых проблем с музыкой уже не было, в Свердловске по крайней мере, да и кассеты были вытеснены CD. А ты продавал какую-то необычную музыку?
Я делал подборку музыки качественно. Наверное, это меня и отличало от всех. От The Prodigy до Кино каталог был. Много электроники и поп-электроники — Depeche Mode, например, но и Front 242 тоже был.
Интересно, как обстояли дела с авторскими правами у твоего лейбла?
Да никак. Я же говорю, что это была пиратская тема.
Какой релиз Up! Up! Up! был первым?
Марсу Нужны Любовники и Илья Лагутенко — Альпы Пальмы.
Получается, что изначально лейбл ты создавал под этот проект или были далеко идущие планы?
Изначально мы делали вечеринки в клубах с таким названием UP!UP!UP! и записывали диджейские миксы с музыкой. Я всегда хотел сделать лейбл и, конечно, не ограничиваясь одним артистом. Вообще, если говорить глубже, то меня не устраивало качество современной поп-музыки в России, а вокруг было масса талантов. Очевидно, что их должны слышать люди, которые уже давно готовы к большему, чем им дают массовые источники. Выпускать отличную музыку от талантливых художников — это и есть миссия лейбла.
Какова армия слушателей у твоего лейбла?
Судя по статистике Яндекс.Музыки больше миллиона. (Улыбается.)
Каким релизом, выпущенном в рамках твоего лейбла ты особенно горд?
Каждым.
Если ознакомиться с музыкальным ассортиментом твоего лейбла, то, очевидно, что в основном это альбомы. Ты можешь пояснить эту политику в наше время, когда исполнители мыслят больше синглами?
До сих пор альбом — это самое большое событие в жизни группы, как с маркетинговой точки зрения, так и с творческой составляющей. Если проследить статистику легальных скачиваний, то именно альбомы опережают синглы. В течение четырёх лет группа «130 по встречной на старенькой Vespa» проводит эксперимент, оформляя свои треки в синглы в виде виртуальных виниловых пластинок с содержанием оригинального трека и ремикса на него. Посмотрим к чему это приведёт в конечном итоге. (Улыбается.)
Я говорю о своих наблюдениях. Я сейчас работаю в агрегаторе, который распространяет музыку на ведущие цифровые площадки и синглов больше, чем полноценных альбомов. У вас же наоборот. Это целенаправленная политика лейбла?
Политика лейбла строится в более глубокой работе с артистами и выверенной политике релизов. Не хочется захламлять эфир фастфудом. Лучше долго и хорошо подготовленный релиз, чем три быстрых.
Я знаю, что мейджоры в погоне за финансовыми показателями, гоняют каталог туда-сюда, собирая бесчисленные сборники и синглы практически без повода. Вышел клип, взяли в ротацию песню, нужно повторить синглом.
А как происходит отбор ваших артистов?
Я — последняя инстанция.
По каким критериям и где слушаешь? Специально посещаешь концерты?
Концерты редко удаётся посещать кроме своих групп. Слушаю демо и готовый материал. Основной критерий — это откровенное творчество. Музыка, сделанная из-за любви к музыке и, конечно, её оригинальность. Я и финансовую схему стараюсь строить так же — деньги только от музыки вкладываются в музыку, считаю это природно-правильным круговоротом. У нас в стране, к сожалению, он сильно нарушен.
Как обстоят дела с регистрацией прав у Up! Up! Up! с артистами?
Договор.
Какие гарантии с вашей стороны: готовы ли отстаивать в суде интересы артиста, может, были подобные случаи?
Всё зависит от договора, если договор исключительный, то права отстаиваем как свои. Я работаю с юристом, которому даже иск с РАО удавалось выигрывать — Евгений Дедков. Единственный крупный юридический прецедент на сегодня был с названием группы Окуджав. Наследница Булата Окуджавы была против такой близости. Пришлось придумать OQJAV и зарегистрировать как товарный знак.
Никогда бы не подумал, что Окуджав это производная от фамилии Булата Окуджавы. Я, как автор, ушёл из РАО. Что думаешь по поводу этой организации?
Это всего лишь строчка из песни — возвращаюсь к осанке Булата Окуджавы. Ребята делали эту песню, и на перекуре Даниил предложил, что группу нужно назвать Окуджав. То есть связь здесь очень дальняя. РАО, думаю, уже давно нужно реформировать, как Сбербанк или Почту России, максимально криво работающая организация.
Я бы сказал — очень мутная.
Мутная и кривая, я погружался в работу всех этих структур и обнаружил схемы и связи очевидные. Серые.
Сколько людей вместе с тобой работают над Up! Up! Up!?
Основа — это три человека. Но команда будет расти проектно, то есть в зависимости от задач и идей. Подключаем нужное количество специалистов, считаю, что это наиболее эффективный способ работы. Также я начал получать письма от воодушевлённых ребят и девушек по поводу вакансий. Они пишут восхитительные письма и хотят работать именно у нас. Это вдохновляет. Ещё важная особенность нашей команды, это то, что все связаны с музыкой, даже дизайнер или pr-директор — все пишут музыку и сочиняют песни. Нет людей не от музыки, и это прекрасно!
Как ты относишься к тому, что артисты не очень доверяют свою музыку лейблам, с чем это может быть связано?
Кажется мейджоры просто не любят музыку, отосятся к ней как к трубам — продукту. Я был на отчетном-новогоднем вечере одного из мейджоров. Его директор вышел на сцену и сказал: «Финансовый план мы сделали, все молодцы!» И всё. (Улыбается.)
Молодцы. Можешь рассказать о партнёрах лейбла, есть ли таковые?
Да, дистрибьютор Believe Digital, считаю, что они круто работают. Был в их штаб-квартире в Париже, у них три этажа. Отдельно хочу отметить команду Яндекс.Музыки, мы работаем по прямому договору, и они во многом энтузиасты, очень ценю их работу и призываю пользоваться столь удобным сервисом.
Как французы работают? Увидел что-то полезное?
Их дистрибуция выросла из лейбла, работают круто, отдельно по всем направлениям: видео, аудио, продвижение, IT-разработка.
Они все находятся в одном офисе?
Да, это здание большое, они делят его с коммунистической партией. (Улыбается.)
Французы как всегда на баррикадах. IT-отдел у них большой?
IT-отдел занимает один этаж. (Улыбается.)
Как распространяется музыка твоего лейбла?
Распространяется как раз через Believe и прямой договор с Яндекс.Музыкой. Так же мы печатаем физические носители в качестве сувенирки для концертов. Среди покупателей есть те, кто заказывает почтой, для этого мы открыли раздел, их можно заказать на сайте.
У меня в багаже есть одна виниловая пластинка. Как много демо тебе поступает?
Винил, круто. Его продажи продолжают расти последние три года. Демки приходят почти каждую неделю, бывает в один раз по три, бывает в неделю одна. Причём я не прошу их присылать и нигде не писал даже, что вы можете прислать демо, если желаете, но я честно всё прослушиваю и бывает что-то издаю.
Как давно существует Up! Up! Up! Lab?
Примерно год, мы никак не развиваем это направление, обслуживаем собственные потребности в основном.
Создание студии было какой-то необходимостью?
Честно, её до сих пор нет. Есть несколько базовых студий, которыми мы пользуемся при необходимости и домашние базы в разных городах. Мне нравится использовать разные студии, на каждой получаешь новый опыт, советы и выводы. Думаю, что собственная студия будет идеальной, после стольких лет скитаний. (Улыбается.) Вообще я приверженец нового типа компаний — офис в мобильном устройстве и не привязан к географической точке. Для работы со звуком это сложно проделать, поэтому есть в разных городах и странах «свои» базы.
Что ты думаешь о других лейблах? Есть ли у тебя конкуренты?
Исходя из моих целей, я всегда говорил, для того, чтобы что-то изменить подобных лейблов как Up! Up! Up! должно быть штук пять. Я был бы рад таким соседям, которые развивают и создают. Сейчас же только большие лейблы, которые ведут популярных артистов, готовы включаться в этот сегмент и забирать артистов, которые на пике.
Вкладывает ли твой лейбл материальные средства в раскрутку тех или иных релизов?
Да.
Какими платными способами пользуешься для их раскрутки?
Таргетинг, реклама в Facebook, иногда в VK. Позиция по ВКонтакте у меня предельна простая — пока он нелегальный и не монетизирует используемый контент, я не плачу им за раскрутку аудиозаписей. За раскрутку промо концертов — да. Кстати, в этом году ВК подписали договоры с поставщиками и скоро обещают включить музыку по подписке и её монетизацию.
Реклама на Facebook работает? Как мониторишь её эффективность?
Работает в первую очередь для тех, кто в нём работает. Есть СМС-спецы, они и мониторят, и делают.
У твоего лейбла есть офис?
Виртуальный — компания нового типа.
Что для тебя является качественной музыкой и как это сказывается на количестве её продаж?
Это когда хорошие творческие идеи хорошо реализованы технически. Продаётся совокупность всех параметров хорошо, каждый их них должен быть крут, тогда и интерес будет максимальным.
Если интернет перестанет работать, то как будет функционировать твой лейбл?
Я хочу организовать киоски с музыкой как раньше, но на современный лад. Ещё меня очень вдохновляют яркие музомобили, в Азии такие видел. Это как кофе машины только с динамиками и яркой иллюминацией.
В целом про схемы серые скажу, я против кумовства, нечестности и беспорядка.
Круто. Музомашины будут привлекать зевак, но почему ты думаешь, что люди будут покупать музыку в киосках?
Прообраз всех современных музыкальных витрин — киоск.
Думаешь это окупится? Аренда места, например. Какую музыку будешь продавать? Инди не принесут деньги, которые окупят аренду. Придётся продавать поп, а это работа с правообладателями и большими лейблами.
Существует масса способов монетизации, и есть проверенная практика, когда людям на главных витринах предлагали не то, что обычно принято, и они это брали. У меня есть в планах развития офлайн студия, кафе, магазин, офис и мини-гостиница.
Но ведь деньги несут обычные люди, которые слушают поп. Михайлов принесёт больше денег, чем инди-исполнители. Есть iTunes, например, и Google Play.
Но если мы посмотрим на самых ярких представителей музыкальной сцены, они не были изначально на кого-либо похожи. Меня не интересуют деньги. Мне нужны уникальные, откровенные и профессиональные артисты!
Насколько ты зависим от комментариев в социальных сетях в адрес альбомов твоего лейбла, они портят тебе жизнь?
Я с интересом читаю любые комментарии, жаль, что иногда люди озлоблены на самих себя в первую очередь. (Улыбается.)
Отлично. Спасибо.