Курара — интервью

Курара — рок-группа из Екатеринбурга. Основана в 2004 году на обломках группы «Шаманны», в которой играли Олег Ягодин и Юрий Облеухов. На данный момент Курара имеет шесть альбомов.

Привет, ребята.

Курара: Привет.

Олег Ягодин
Олег Ягодин.

Вы съездили на несколько концертов в Европу, расскажите, пожалуйста, что это была за поездка.

Олег: В Варшаве проходил «Коляда-Plays», который бывает каждый год в Екатеринбурге, Курара традиционно закрывает этот фестиваль, и мы решили сделать авантюру, мы решили показать не только «Коляда-театр», но и пласт уральской культуры, то есть туда ездили: Алексей Федорченко с фильмами, много уральских драматургов, учеников Николая Владимировича и группа Курара. Мы — представители музыкальной среды города. Под шумок познакомились с человеком Сашей, он из-под Екатеринбурга, а живёт в Берлине с юности, и он очень хотел, чтобы мы выступили в Берлине. Мы с ним договорились, раз мы будем в Варшаве, значит, это дело и объединим. Очень здорово было в Берлине, очень здорово в Варшаве, в Нюрнберге было не менее круче, но там была какая-то альтернатива.

Юра: Отличная была поездка.

Олег: И вот парадокс – проще сделать концерты в Варшаве, Берлине или Нюрнберге, чем организовать тур по Сибири или ещё где-то. Всё-таки что-то у нас сложновато с музыкальной деятельностью.

Саша: Чем восточней – тем сложнее.

Олег: Нет организаторов, нет менеджеров. Где вы!? Где вы молодые и задорные!?

Юра: Мне вообще показалось, что люди там легче идут на концерты.

Олег: Так же как в Москве и Питере легче сделать концерт, чем родном городе.

Парни, суммируйте свои впечатления, одним словом или выражением.
(Хором.) Уау! Ништяк! Отлично было, отлично!

Кто пригласил группу Курара в Европу, и кто посещал ваши концерты?

Олег: В Варшаве был театральный фестиваль, то есть Варшава это пятьдесят, а то и восемьдесят процентов…

Юра: Актёры Коляда-театра. (Смеются.)

Олег: Ну нет, не скажи. Был консул. Представляете, русский консул. Коляда говорит: «Он оделся по молодёжному и привёл с собой сына. Что с ним случилось? Скакал и орал. Русский консул в Варшаве». То есть это был театральный фестиваль. И в Берлине и в Варшаве были люди, которые пели песни наизусть. Представляете? В Берлине тусовали в баре «Квартира», которым владеет Саша — организатор концерта — очень популярное место.

Юра: Очень много русских было, которые живут там давно, причём были люди из Екатеринбурга, которые живут в Берлине, а были и местные немцы. Некоторые немцы даже английского не знали.

Олег: Некоторые немцы хотели купить наши майки, но не понимали, что там написано и мы не могли перевести, потому что не знали немецкий.

Юра: Нет, нет, им переводили, мы попросили, а они не понимали, зачем такие надписи? Потом им объясняли, что это названия песен группы. Им казалось странно покупать футболку с надписью «Это не моё пальто». (Улыбаются.) Это что ещё? Зачем?
В Берлине меня удивило сколько было немцев и сколько вообще было людей. Потому что обычно, когда мы в первый раз приезжаем в какой-нибудь город, человек двадцать-тридцать собираем, а тут было около семидесяти. Очень приятно было. И когда песни начинаются – люди их узнают, это тоже о чём-то говорит вроде.

Вас тепло принимали?

Олег: Горячо, я бы сказал.

Юра: Во всех трёх городах по-разному, но отлично.

Польша и Германия — пивные страны, вы пиво попробовали? Сам я люблю ирландские и английские сорта.

Юра: Я в Польше, когда ходил по городу, искал, где пивной бар с польским пивом, ни одного не увидел. Всё время какие-то запеканки, какие-то бублики. Много выпечки, видимо Варшава этим тоже славится, я и не знал раньше, а в Берлине мы пробовали по-максимуму, но это не значит, что мы напивались. Ни разу. Пивом по крайней мере.

Саша: Тем пивом и не напиться, по-моему.

Юра: Да, попробовали пиво в своё удовольствие.

Олег, какие эмоции ты испытываешь во время выступления в театре, а какие в Кураре, что из этого для тебя работа?

Для меня работа – дочку в садик отводить. Вот это работа реальная. И сидеть с ней и заниматься. Вот тут надо жестко напрягать мозги, прикладывать усилия и так далее.
А здесь эмоции примерно одинаковые – драйв, кайф и та самая приятная усталость, которую все любят испытывать.

Юрий Облеухов
Юрий Облеухов.

Получается и театр и Курара не работа, а сплошное удовольствие?

Олег: Сомнительное удовольствие, если кому-нибудь рассказать, как это всё делается и какими усилиями, то многие зарекутся — лучше поработать с шести до шести или с восьми до восьми.

Юра: Что ты про других? Ты про себя скажи.

Олег: Меня всё устраивает, что я хотел лет в двенадцать всё так и вышло. А эмоции… Эмоции были, когда только всё начиналось, тогда были эмоции, конечно, а сейчас…

Юра: Спокойно.

Олег: И спокойно и не спокойно. Я бы не назвал это эмоциями. Это уже часть жизни, всё-таки большая часть эти инструменты, свет и сцена.

Расскажите, ребята, что за конфликт произошел в Екатеринбурге в связи с постановкой спектакля «Башлачёв. Свердловск – Ленинград и назад», в котором участвует вся группа, интересно знать ваше мнение, а не выкрики из интернета.

Олег: Всё дело в «Золотой маске». Можно сколько угодно давить на чувства. Такие выкрики: «Поймали мошенников за руку», «За счёт гранта и за счёт имени Башлачёва они выхватили деньги и хотят попасть на «Золотую маску», «Профанация искусства», «Издевательство над мёртвыми людьми и трупоеды». Да, конечно! Все в точку попали просто. Вот раскусили нас. Всей командой мы решили «А не срубить ли нам бабла? Кого бы взять? Цой? Башлачёв? Ну пусть будет Башлачёв». Что тут скажешь? Гадкая история. Всё дело в «Золотой маске». «Золотая маска» воюет, а нам хоть «Золотая маска», хоть «Золотая каска».

Мы что хотели сделать, то и сделали. Изначально идея была «Никто не помнит Башлачёва», имея в виду людей до тридцати лет. Это надо походить и поискать по городу, чтобы найти таких людей, кто знает это имя. Идея принадлежит Ярославе Пулинович и Семёну Серзину – это драматург и режиссёр соответственно, они сидели два года назад в кафе, в Питере и спрашивали у совершенно разных людей о Башлачёве, и никто о нём ничего не знает. Это в Питере. Представляете? Без шуток.

По этому у них возникла идея сделать в Екатеринбурге спектакль. Семён Серзин сразу сказал: «Если это будет спектакль, то хочу чтобы была группа Курара, и чтобы Ягодин играл Башлачёва». Когда всё организовали, то договорились, что никакого Башлачёва мы играть не будем, не будет никаких биографических моментов типа «Высоцкий. Спасибо, что живой.» или что-то подобное. Это будет рассказ о времени, о эпохе и так далее. Получился очень крутой спектакль, который вызвал большой резонанс, и все ходили на него. Пока не появилась «Золотая маска» на него не обращали внимания, ни театральные критики, никто. Всё началось из-за одного человека…

Юра: Ведь было не раз, что на спектакль приходили непосредственные участники событий и благодарили за то, как спектакль сделан и как отнеслись с фактами из их жизни и с памятью СашБаша.

Олег: Но кто-то считает, что лучше памятники поставить — так красивее.

Юра: Потом «селфи» рядом с ними делать.

Олег: На данный момент спектакль закрыт на пару месяцев, так как натравили родственников СашБаша. Они попросили переименовать и не использовать имена. Не знаю, что сейчас у Ярославы Пулинович и Полины Бородиной — авторов пьесы. Им что ли переписывать? Как будет дальше, не знаю. На «Золотую маску» мы не едем, потому что «Золотая маска» видела один спектакль и не хочет видеть другой. Самое неприятное, что всё судится по одному отрывку. Никто из людей, нападающих на спектакль его не видел, а все, кто защищает спектакль, его смотрели. Это самая абсурдная ситуация, которая может быть среди театральной критики. Как сказал Владимир Бегунов: «С вами, театралами спорить хуже, чем с футбольными фанатами». (Смеются.)

Я давно такого не испытывал. Коляда-театр, конечно, привычен к таким вещам, но тут — просто абсурд какой-то. Этот конфликт сильно бьёт по карману Центра современной драматургии. Центру ещё нет года, и центром занимаются ученики Николая Владимировича. В театре репетируются по пять спектаклей в день, и время забито от шести утра и до шести утра, потому что надо постоянно нарабатывать репертуар. Сейчас в театре три кассовых спектакля и Башлачёв был одним из них, который кормит.

Как относится Николай Владимирович к вашей музыке? Использует ли он её своих спектаклях?

(Общий смех.)

Олег: Есть один слоган, который он использует по отношению к нашей и любой музыке, где присутствуют бас-гитара, гитара и барабаны «Пожар в публичном доме». Для Николая Владимировича музыка — это какие-то классические вещи и та, которую он использует в своих спектаклях. Всё остальное для него шум и грохот. Он рассказывал: «В Варшаве я захожу. Ничего не понимаю. Всё шумит. Мне все показывают во (большой палец вверх), а я ничего не понимаю. Консул, молодёжь — все скачут. Хоть убей». Песня «Курара Чибана» ему нравится. Что значит, как он относится к музыке? Он относится к людям. К нам он относится здорово, и мы к нему относимся здорово. Что тут скажешь? Чем хорош Екатеринбург, так это тем, что здесь всем всё равно кто и чем занимается, главное чтобы человек был хороший и это первое мерило.

Но музыку в спектаклях он не использует?

Олег: Он не использует, но есть спектакль «Концлагеристы» уральского драматурга Валерия Шергина, режиссёра Александра Вахова, где играются две песни Курары. Опять же, Башлачёв. В центре современной драматургии вместо звонков перед спектаклем включают музыку из песни «Письмо». Ярослава Пулинович написала киносценарий «Девочка и спички», где главный герой Олег, который играет в группе Курара. И вообще очень много спектаклей, в которых используют песню «Насдвое». А Николай Владимирович не использует. Хотя кто знает? Может когда-нибудь и ошарашит.

Юра: Давайте ваше Дипорпле. (Смеются.)

Знаю, что недавно у вас состоялся концерт с оркестром. Выступление с оркестром — это дань моде или необходимость?

Курара хором: Жёсткая необходимость. (Смеются.)

Юра: Не так уж и недавно – два года в феврале будет этому событию, и это была не наша инициатива. Есть такой Александр Жемчужников, он руководитель «Другого оркестра», и ещё до появления «Другого оркестра» Саша к нам подходил и предлагал сделать совместные работы, тогда у него был квартет или квинтет. Со временем у него появился оркестр, и он стал экспериментировать: драм энд бейс, хип-хоп. С EKPLAYAZ сделал концерт до того, как с нами, и вот наконец-то предложил нам.

Это была абсолютно его инициатива, и мы практически не участвовали в подготовке. Он приходил, «снимал» наши песни и писал партитуры. Мы слышали электронные заготовки и ничего из этого не понимали. Он сказал, что будет три репетиции перед концертом. Для нас это дикое положение. Как три репетиции? У нас три репетиции как минимум в неделю, а он говорит, что всего три репетиции, причём по одной репетиции в неделю. Три воскресения с утра собираемся, а потом концерт. Для нас это было странно, потому что мы приходили на репетицию и впервые видели этих людей с инструментами.

Олег: А они в первый раз видели ноты.

Юра: Да. Раз, два, три, четыре. Все вместе вступали и играли так, как будто давно друг друга знаем. Выбор песен — тоже инициатива Александра. Нет никакой дани моде. Мы решили это сделать, потому что было хорошее предложение, была возможность записать этот концерт и снять на видео. Получилось так, что люди, которые постоянно снимают концерты «Другого оркестра» и инициативные люди с нашей стороны, которые захотели снять, объединили усилия, и получилось так, что сняли концерт на девять камер и по-канально записали его. В итоге появилось DVD.

Олег: Хочу добавить, что Александр не берёт группу абы как. Он мог это сделать с кем угодно, и мы даже как-то отъезжали, что некогда. Может, с кем-то другим сделаешь? Нет. Только с Курарой.

Как я понимаю оркестровки делал он же?

Юра: Он, мы принимали минимальное участие.

Олег: В новом альбоме, в песне «Утро» играет его оркестр.

Хотите ещё раз попробовать сыграть с ними?

Юра: Саша (Жемчужников) очень хочет, чтобы мы сыграли с ними, но сейчас итак жизнь насыщена концертами, и я считаю, что чаще, чем раз в пять лет это делать не имеет смысла. Надо, чтобы всем захотелось это сделать. Пока только Саша очень хочет. (Улыбается.)

Саша: Но это круто на самом деле.

Олег: Хочется ещё, но не хочется этим спекулировать.

Саша: И это не практично. В том смысле, что весь состав никуда не свозить, и это должно быть достаточно грандиозным событием.

Александр Вольхин
Александр Вольхин.

Но люди же возят.

Юра: Были и разговоры про поездки…

Саша: Люди много что возят, звукорежиссёра не можем возить, не то, что оркестр.

Юра: Он просто очень тяжёлый — только вещей, а ещё звукорежиссёра возить. (Смех.) В общем вот. А так это здорово, и ощущения совершенно иные.

Саша: На одной из репетиций я понял, что чувствую оркестр телом. Ощущение очень понравилось. Не ушами слышишь, а телом.

Юра: Вибрация. Это когда на сцене репетировали.

Саша: Да.

Юра: Там вообще классно звучало. В следующий раз хотелось в другом зале, не в этом аквариуме.

Где вы играли?

Юра: Мы играли в ДК Урал, в большом зале, где раньше была дискотека Каньон. Все репетиции у нас были в помещении дискотеки, а одна прямо в зале на сцене. Там всё деревянное, акустика совершенно иная и скрипки как зазвучали, я и думаю, может мне не играть?

Саша: Там ничего не надо было подзвучивать, потому что было всё слышно.

Юра: У меня было ощущение, что когда мы играли с оркестром, то в общем-то мы и не нужны. Может Вася с Сашей, как ритм-секция нужны, а я иной раз чувствовал, что мне играть-то ничего не надо. Скрипки всё играют. Аранжировки в этом смысле совсем иные.

Олег: Александр пишет и свою музыку. У него есть и симфонии и оратории.

Юра: Александр вообще серьёзный человек. Настоящий композитор.

Олег: Сто процентов Урала, что сказать.

Юра: Бажов и все дела. (Смеются.)

У группы Курара вышел новый альбом. Расскажите, пожалуйста, про него.

Хором: Это пусть Вася ответит.

Юра: Как тебе альбом? Каким ты его находишь, Вася?

Вася: На самом деле, каждый трек пока не был до конца готов, я имею в виду, что сначала появлялись все темы без текстов, были одни ощущения, в отличие от конечного результата. Тексты порой переворачивали и меняли всё радикально.

Юра: Большую часть мы записывали на студии Медиа лаборатории СГТРК и здесь, на студии Саши и Васи Панда-мьюзик. Всё сводил наш старый приятель Артём Клименко — музыкант и саундпродюсер группы Алое Вера. Когда-то у него была группа Обе Две. Он много, кем занимается. Сводил альбом группе Сандали. Он наш старый друг. В своё время фанател от нашего альбома Механизмы, насколько я помню.

Полтора года назад у нас появилась песня «Не моё пальто», и мы записывали трек к трибьюту группы Комитет охраны тепла. Мы записали две эти песни и решили отдать их свести Артёму. Результат нас абсолютно устроил. Ручки крутил он, большую работу делал он, но под нашим контролем. Сводили мы совместно. Мастеринг он делал сам. У себя в студии. Продюсером, как на всех альбомах выступает Курара. Мы сами решаем, что мы записываем, как записываем, как это будет звучать, а потом всё воплощается в песни во время записи и сведения.

Мы до сих пор сами сводили альбомы своими усилиями, а тут решили, чтобы это сделал человек со стороны и не прогадали, я считаю. Ну а альбом, как справедливо отметили во многих рецензиях, возможно, и не имеет много новых музыкальных находок, но все лучшие наработки, которые были в предыдущих пяти альбомах, сконцентрировались в нём. Я считаю, что это только подтверждает – следующий альбом будет вообще другой.

Не попал на ваш концерт в 16 тонн. Очень жалею. Как встретили, как публика, есть ли разница между московской и екатеринбургской аудиторией?

Юра: Концерт был классный. Звучало всё классно, народ был отличный, в конце были дайвинги.

Вася: Слэм.

Юра: Под какую песню был слэм? Под «Солнечные дни»?

Олег: «Солнечные дни» – самая не слэмовая песня. (Смеются.)

Юра: Под неё зал слэмовал. Да и вообще всё было отлично.

Олег: А публика в Москве и Питере заводится сразу. Заводится с полоборота с первой, со второй песни, а Екатеринбург, я заметил, даже на популярных артистах стоит и слушает. Это круто и это не значит, что что-то не так идёт – это сто процентов Урала. (Смех.) Но когда расходятся, ближе к концу, их уже не остановить.

Юра: Это везде так. В конце концов результат один – не остановить.

Олег: В Екатеринбурге любят смотреть концерты с закрытыми глазами. Это я понимаю и принимаю.

Василий Скородинский
Василий Скородинский.

Какую площадку любите в Екатеринбурге?

Олег: Наверное, Дом печати.

Вася: Из тех, что есть, Дом печати – единственная адекватная площадка.

Юра: И в центре города находится.

Олег: Теле-клуб хорош, конечно, но надо постараться, чтобы собрать его.

Саша: Другие концерты там классно смотреть.

Олег: Теле-клуб — отличная площадка европейского уровня.

Юра: Да ладно. Мы четыре года назад презентовали альбом «Грясь», и там было нормально народу. Побольше, чем на некоторые американские и английские группы собралось, так что не надо, ребята. Мы можем собрать Теле-клуб.

Олег: Мы можем.

Юра: Они примерно одинаковы по масштабу, что Дом печати, что Теле-клуб, просто Дом печати находится в центре.

Юра: И Бенн-Холлу тоже спасибо скажем — отличное место, просто оно неформатное, быть может, если ещё есть такие категории как формат.

Саша: Кафе Рок-арсенал тоже неплохое для камерных концертов.

Олег: Но вот мощный концерт – это Дом печати. Для местных групп или российского уровня.

Спасибо большое, что нашли время пообщаться.

Состав группы Курара на момент интервью:

Примечание редакции Мой рок-н-ролл:

Беседовал с Курарой наш друг Илейухо, за что ему огромное спасибо.

Поделиться: