Привет! Относишь ли ты творчество вашей группы к этнической музыке?
Привет! Пожалуй, мы не относимся к этнической музыке в чистом виде. Скорее, вдохновляемся этническими мотивами, используем этнические инструменты, которые играют важную роль.
Я заметила, что сейчас в музыке складывается тенденция на этнические мотивы, на использование народных образов. Петь на английском языке стало не модно. Как думаешь, с чем связаны эти перемены?
Мне кажется, вкусы публики изменчивы и всегда возвращаются к своим корням. Современная музыка всё чаще включает в себя как популярные хиты, так и уже давно забытые мелодии. А поскольку жанр фолк — народная музыка, то, естественно, он обращается к народным образам и мелодиям. Что касается тенденции исполнять песни на английском языке, то я никогда не замечал её на отечественной сцене. Обычно на английском пели те, кто стремился работать за границей. Однако сейчас, учитывая геополитическую обстановку в мире, это стало сложнее, и, возможно, именно это влияет на тренды.
Расскажи, пожалуйста, историю создания группы, а также легенду о названии «Мёд Браги».
По скандинавским легендам, мёд поэзии был изготовлен из крови Квасира, самого мудрого существа на свете. Ради сохранения тайны сего напитка гномы Фьялар и Галар убили великана Гиллинга, но старший сын Гиллинга Гуттунг забрал у них «мёд поэзии» как выкуп за смерть отца. Верховный бог Один проник в пещеру, где Гуттунг прятал мёд, и похитил все запасы напитка. Гуттунг, узнав о дерзком похищении, бросился в погоню, но Один, превратившись в орла, успел улететь. Но не весь мёд Одину удалось доставить до Асгарда, некоторую часть его он расплескал. Один наполнил напитком большой золотой сосуд и отдал его своему сыну, покровителю поэтов, богу Браги. И с тех пор считается, что лишь только боги могут наделить даром истинного поэтического искусства. А тот мёд, что пролил Один, стал достоянием бездарных поэтов.
В нашем творчестве мы уделяем особое внимание содержанию текстов. Каждая песня — это отдельная история со своим сюжетом. Именно поэтому мы назвали нашу группу «Мёд Браги» — мёд, который, как мы верим, даровал нам покровитель поэтов, бог Браги.
Всё началось в далёком 2018 году, когда я нашёл в своих записях несколько старых набросков песен. Я дописал их, аранжировал и попросил товарища подыграть мне. Изначально мы планировали исполнять эти песни под эль у костра, но неожиданно возникла идея создать полноценный проект. За эти годы группа пережила множество изменений в составе, сменила несколько студий звукозаписи. Но сегодня мы твёрдо стоим на ногах и уверенно движемся к успеху!
Ваше творчество основано на скандинавских мифах и легендах, откуда такое необычное увлечение столь далёкими народами?
С юношеских лет я увлекаюсь скандинавской мифологией. Меня всегда привлекала эпоха викингов — суровых мореплавателей, готовых в любой момент отправиться в поход за море, и их пантеон суровых северных богов. Однажды я попал на фестиваль исторической реконструкции и увидел, как ребята воссоздают образы викингов, погружаясь в исторические документы и археологические находки. Тогда я понял, что не одинок в своём увлечении, что существует многотысячное сообщество, которое нуждается в музыке на эту тему.
Менялся ли состав группы с момента создания?
Как я уже упоминал ранее, состав нашей группы неоднократно менялся. Из первоначальных участников со мной остались только гитарист и скрипачка. Остальные участники присоединились к нам в разное время.

У вас разновозрастный коллектив, как находите консенсус и взаимопонимание?
Взаимопонимание — первый аспект, на который обращаю внимание при появлении нового участника коллектива. Если сразу не удалось достичь взаимопонимания, то, вероятно, нам не удастся работать вместе. Но если у нас есть чёткое понимание того, что мы хотим получить в итоге, то достичь согласия гораздо проще!
Когда речь заходит о викингах, то обычно вспоминаются тексты о подвигах, воинах и великих сражениях. О чём ваши песни?
А об этом и поём: как ходили в походы, как пировали, как провожали в последний путь. В нашем творчестве есть и сказочная составляющая: тролли, цверги и эльфы — постоянные герои наших песен.
Антон, как у тебя происходит рождение текстов для песен?
Это пока необъяснимый для меня феномен. Все тексты рождаются сами собой. Конечно же, есть какие-то изначальные установки типа: нужно написать песню про йоль (праздник зимнего солнцестояния, — прим. ред.) или ещё про что-то, но обычно такие тексты пишутся далеко не сразу. Может пройти много времени, пока сформируется настроение песни.
В большинстве мои песни — это истории со своим отдельным сюжетом, завязанные в одну концепцию. Написание происходит в моменте, вдохновение мимолётно, столкнулся с какой-нибудь интересной историей или ситуацией, поймал настроение и реализовал в песню. При этом вместе с текстом обычно сразу рождается мелодия. У меня есть отдельно написанные стихотворения, но песни из них получаются долго и достаточно редко.
Скальды (древнескандинавские поэты-певцы, — прим. ред.) использовали при написании песен иносказания, сложные метафоры и аллитерации, чтобы скрыть смысл сказанного. При написании своих песен вы придерживаетесь традиций скальдов?
Так как это всё-таки стилизация, я стараюсь придерживаться только слога и размера стиха, опять же, стилизуя его под поэзию скальдов. И то не всегда. Всё зависит от того, о чём песня, от её настроения.
Усложнённая стихотворная форма делала произведения опытных и талантливых скальдов шарадой, доступной для понимания людям определённого круга, подготовленным, владеющим исключительными знаниями. Если перенести данный факт в современность, ваше творчество доступно для понимания лишь для особенных, интеллектуально подкованных слушателей?
Глубокие метафоры не всегда понятны слушателю, поэтому стараюсь делать тексты доступными, но некоторые кеннинги (разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, — прим. ред.) в наших песнях всё же присутствуют.
В одной из легенд, когда Браги странствовал пешком, пробираясь среди молчаливых голых деревьев, он всё время играл, и при звуках нежной музыки у деревьев набухали почки, они начинали цвести, а трава под ногами покрывалась многочисленными цветами. Как ты думаешь, ваша музыка вызывает такой эффект в сердцах слушателей?
Я искренне надеюсь на это, ведь любая музыка создаётся с одной лишь целью — донести до слушателя или вызвать у него определённые эмоции, переживания, образы! Она может погрузить его в свой маленький мир и наполнить новыми красками.

В создании музыки вы используете множество скандинавских народных инструментов. Расскажи об этих инструментах, как вы находите их, как обучаетесь игре?
Вот, например, мы используем такой инструмент, как лира из Кравика. Кравик-лира. Она была найдена в ходе археологических раскопок, проведённых на ферме Кравик в Нумедале, Норвегия. Историки датируют её 14-ым веком, но есть утверждения, что сам инструмент появился гораздо раньше. Также в нашей музыке используется тальхарпа или тагельхарпа — смычковая арфа. Считается, что первое упоминание о ней встречается в эддической поэме “Völuspá” (прорицание вёльвы, — прим. ред.). Ещё в нашем творчестве мы используем традиционную скрипку, конечно, не всегда традиционно, но зато основательно, и множество разновидностей продольных флейт — свирели, ирландские вистлы, блокфлейты. Один из основных используемых нами инструментов — колёсная лира. Это не совсем скандинавский инструмент, он встречался и в Европе, и на Руси, датируется где-то 9-ым веком. Все этнические инструменты создаются мастерами в индивидуальном порядке и сейчас, естественно, модифицированы под потребности современных музыкантов. Обучаемся игре путём долгих и усердных занятий.
За этот год группа выпустила в свет несколько синглов. Пожалуйста, расскажи о них. Как происходила запись этих треков, особенно интересует, как записывались редкие инструменты?
Большинство синглов войдут в три концептуальных альбома, которые будут отличаться оригинальностью и непохожестью друг на друга. Запись редких инструментов требует долгих экспериментов с оборудованием и микрофонами, но благодаря труду нашего звукорежиссёра Анатолия, группа выработала собственное звучание.
Как часто выступаете с концертами? Как много слушателей приходит вас послушать?
Так как состав коллектива устоялся относительно недавно, наверное, год-полтора, концертов пока недостаточно много, наша музыка весьма специфична и не всегда является форматом крупных рок-фестивалей, проходящих в нашем регионе. Но клубы охотно принимают нас с сольными концертами и по тематическим инфоповодам, таким как йоль или самайн (праздник сбора урожая, — прим. ред.). За последний год мы дали несколько концертов за пределами региона. Один из них — двухдневное выступление на мультивековом фестивале исторической реконструкции «Дальневосточный форпост», проходящем в Еврейской автономной области.
Как часто вы импровизируете на концертах?
Лучшая импровизация — импровизация, подготовленная в репетиционной студии! Конечно, каждый концерт уникален. Иногда что-то добавляется или убирается прямо во время выступления. Однако эти изменения обычно незначительны. Мы стараемся тщательно проработать материал перед выходом на сцену. А вот на фестивальных пирах, под рог с медовухой и шум костра, мы действительно импровизируем!
Расскажи про самый запинающийся концерт.
Каждый концерт по-своему уникален и запоминается чем-то особенным. Но, пожалуй, самый яркий произошёл пару месяцев назад. Мы приехали в клуб, провели саундчек. Но в момент, когда звучали последние аккорды, погас свет. Оказалось, что произошла авария на крупной электростанции и электроснабжение было отключено во всём регионе. К началу концерта подачу электричества так и не восстановили, поэтому пришлось выступать в темноте при свечах в акустическом формате. Атмосфера была настолько похожа на аутентичные залы скандинавских ярлов, что мы полностью погрузились в образ. Не хватало только жаровни с кабанчиком, который бы шкворчал на вертеле. Нам понравилось выступать в таких условиях, а те, кто, несмотря на все трудности, всё же приехал на наш концерт, уходили домой в полном восторге. В общем, было весело!
Как вы подбираете элементы для ваших костюмов на концертах?
Наши костюмы — реконструкция одежды и аксессуаров людей эпохи викингов. Все вещи, украшения и аксессуары создаются с использованием научных трудов археологов и историков.
То есть у вас есть свой собственный художник по костюмам?
К моему большому сожалению, такого человека у нас нет. Все костюмы продумываем сами. При пошиве учитывается масса факторов: цветовая гамма, материал, из которого изготовлен костюм, соответствие стандартам паспортизации фестивалей исторической реконструкции.
Как ты начал заниматься музыкой? Это был осознанный выбор или же произошло что-то, подтолкнувшее к этому?
Я начал увлекаться музыкой ещё в юности. Мой друг играл на гитаре, исполнял песни известных артистов. Мне очень захотелось научиться играть и петь. Так он стал моим первым учителем. Под влиянием рок-музыки я решил освоить игру на барабанах. Наш город не очень большой. Возможностей для начинающих музыкантов здесь не так много. Поэтому я поступил в училище культуры на хоровое народное отделение. Возможно, именно тогда зародилась моя любовь к фолк-музыке во всех её проявлениях. Играя на барабанах, я создал несколько проектов, но они не были успешными. Это разочарование привело к длительному перерыву в творчестве. И вот однажды я нашёл свои старые заметки!

Твоя группа из небольшого дальневосточного города, расположенного на другом краю страны от столицы. Как сейчас обстоят дела с инструментальной музыкой в Уссурийске, какие направления наиболее популярны, есть ли площадки для живых выступлений?
В Уссурийске дела обстоят как в небольшом дальневосточном городе, расположенном на другом краю страны от столицы. (Смеётся.) Ну андеграунд как бы присутствует: пара-тройка метал-групп, кавер-банды, в основном музыкальное сообщество старается утяжеляться, например, рок, метал, но есть и ребята, которые пытаются выскочить из этого андеграунда на популярной волне. В общем, всё, как и везде, город маленький и, соответственно, коллективов и разнообразия стилей меньше. Площадка для выступлений в городе по сути одна — местное рок-кафе, ну и ежегодный мото-фестиваль, но попадают на него далеко не все, кто хочет. Кто занимается более-менее серьёзно — катаются по краю, удалённость между городами 100-300 км. В принципе можно поездить по различным фестам, но для нас это крайне тяжело, так как мы почти всегда — «не формат». Поэтому для нас актуальны либо полностью сольный концерт, либо тематические мероприятия.
Как ты относишься к современной музыке: есть ли какие-то стили, может быть, группы, исполнители, которые импонируют больше всего?
В современной музыке могу выделить всего несколько жанров, которые мне нравятся. Это, конечно же, мелодик-метал и фолк-музыка. Что касается новомодных исполнителей, а также их суперхитов, то они мне не всегда по душе. Но кто я такой, чтобы судить о том, что нравится другим? Я делю музыку на «нравится» и «не нравится». Стараюсь не высказывать своё мнение о том, что мне не близко.
Антон, а можешь назвать коллективы или имена исполнителей, которых ты сам предпочитаешь слушать?
Как-то так получилось, что я вскормлен на зарубежной метал-музыке. Были, конечно, периодические ответвления в предпочтениях, но в основе всегда — Melodic Death Metal. Яркие представители стиля: Dark Tranquillity, Wintersun, Hypocrisy. Был период, когда я заболел группой Nightwish. Это были прекрасные годы. Ну и, конечно, фолк всегда был со мной: Eluveitie, In Extremo, Garmarna, Последние лет пять — Einar Selvik — как со своим сольным творчеством, так и с группой Wardruna, ну и куча различных менее известных этнических коллективов.
Сейчас уже нет такого, что я взахлёб слушаю творчество какого-то исполнителя или группы. Алгоритмы рекомендаций в помощь. Наткнулся, понравилось, значит слушаю, а нет, то перемотал.
По данным недавно прошедшего социологического опроса, 80% россиян назвали себя счастливыми людьми. Ты относишь себя к их числу? В чём для тебя заключается счастье?
Для меня счастье — возможность заниматься любимым делом, иметь поддержку в этом. Сейчас у меня есть всё необходимое: руки, ноги, пальцы, голова, семья, которая всегда рядом и поддерживает меня. Имеются студия и музыканты, которые разделяют мои интересы и вдохновляют на новые свершения. Как вы думаете, я могу считать себя счастливым человеком? (Улыбается.)
Если ты считаешь себя счастливым – это замечательно!
Занимаешься чем-нибудь, кроме музыки, есть какие-то другие интересы, хобби?
Раньше я увлекался мотоциклами, но теперь это в прошлом. Сейчас полностью погружён в творчество!
Какими ты видишь перспективы группы?
Если эта группа продолжит существовать и развиваться, то у неё, безусловно, есть перспективы. Я уже давно вышел из того возраста, когда группа создавалась только на энтузиазме и юношеских амбициях. Верю, что у этого проекта определённо есть потенциал, всё зависит лишь от нашего желания достичь большего!
Антон, спасибо огромное за столь интересную беседу. От всего сердца желаю тебе и твоему коллективу реализации всех ваших задумок, новых запоминающихся выступлений. Пусть ваша музыка будет мощным орудием на пути к счастью людей, ведь так хочется верить в легенды мудрых скальдов.
И мы вам безмерно благодарны за уделённое внимание нашему скромному коллективу! Было приятно пообщаться, ответить на ваши вопросы.
Состав группы «Мёд Браги» на момент интервью:
- Антон Зимин — вокал, духовые, колёсная лира, кравик лира,
- Андрей Белый — гитара, бузуки, тальхарпа,
- Михаил Проценко — гитара,
- Дарья Долганова — скрипка, вокал, духовые,
- Виктория Перлинен — колёсная лира, духовые, вокал,
- Дмитрий Лунякин — бас гитара,
- Александр Шангин — ударные, перкуссия,
- Александр Сероштанников — ударные, перкуссия.
Фото в шапке интервью: Лера Лукащук.
Ирина «Sheila» Агафонова-Бодунова
Примечание редакции
Специально для блога Мой рок-н-ролл