Привет, парни! Насколько серьёзно вы относитесь к музыке?
Пустяки: Привет!
Фома: Как к интиму! Так же серьёзно и ответственно!
Юрий: Поэтому мы репетируем один раз в неделю. (Смеётся.)
Денис: Насколько это возможно в предложенных Вселенной условиях.
Ответственны ли вы за то, что делаете?
Денис: Я могу ответить за каждую написанною мною строчку. (Улыбается.) Без сомнения, мы несём ответственность за всю нашу музыку в целом. Стараемся нести позитив, не перегружать слушателя проблемами (их и так хватает). Аккуратно намекаем, что многие проблемы — пустяки, если внимательнее присмотреться.
Как относитесь к мату в текстах песен?
Денис: Я отношусь крайне отрицательно. У нас и так кругом мата хватает, начиная от детского садика, заканчивая работой. Я понимаю, что это наше национальное достояние, эмоциональное украшение речи. Но если мат будет ещё и на сцене, и в моих наушниках — я предпочту оглохнуть.
Справедливо высказывание: «Репетирует тот, кто не умеет играть»?
Денис: Справедливо бы было того, кто это ляпнул, вместо занятий музыкой отправить на завод гайки точить.
За то время, которое занимаетесь музыкой, успели понять, что это за процесс: бизнес, хобби, смысл жизни или что-то другое?
Денис: Лично для меня это пока точно не бизнес. «… хобби, смысл жизни или что-то другое?» — я ещё пока не понял. Когда пойму, всё брошу и сяду писать мемуары.
Оглядываясь на известных рок-артистов, могли бы вы сказать, кто рокером родился, а кто стал им в процессе творческого пути?
Денис: Затрудняюсь с ответом на этот вопрос. Что значит «родится рокером»? Выпрыгнуть из утробы в косухе с гитарой, хаером и лёгким перегаром?
Музыкант, прежде всего, должен донести до слушателя какую-то мысль, message, энергию.
А в какой оболочке это будет преподнесено — абсолютно не важно.
Что для вас значит связка рок-музыкант? Один журналист, узнав, что я немного занимаюсь физкультурой, удивился и сказал, что это не рок. По его мнению, как я понял, рок-музыканту необходимо бухать и люто упарываться. По мне, дык, музыка важнее.
Денис: Да я вообще себя никогда не считал рок-музыкантом. Никогда не относил себя ни к какой субкультуре. Я просто играл и сочинял песни. «… бухать и люто упарываться» — это не рок, это путь в никуда.
Юрий: И это уже давно не модно, к слову.
Разве это было когда-то модой?
Денис: Было! Я прекрасно помню это время!
На каждом шагу говорят об искусственном интеллекте. В музыкальной сфере начали появляться сервисы, что-то вроде автокомпозиторов, создающих музыку в режиме реального времени. Стоит ли живым музыкантам бояться?
Денис: Такие разговоры начинались еще в 90-х в передаче «До 16 и старше…». Что скоро живая музыка уйдёт в небытие. Но такого не произошло. Поэтому не страшно. Хорошо сыгранная музыка всегда будет востребована. Стоит бояться примитивизма, который сейчас в моде.
Денис, а ты музыкой-то занимался? Как выжил? Я про 90-ые.
Денис: Да я не выживал. Всё было нормально, весело! Мне жаловаться не на что. Каждый день — приключение. Рок-фестивали, дичайший слем перед сценой. Играли ужасно, но от души. Было всё проще, денег не было совсем. Автостопом на концерт в Ростов-на-Дону на Калинов мост? Да легко! На море, на электричках, в палатках. Играли на улице на шляпу. На гитары зарабатывали. Нужен шнур, чтобы гитару подключить, залез на крышу, нарезал антенного кабеля у соседа и отлично! Романтика! (Улыбается.)
Ростов-на-Дону один из моих любимых городов России. Давно там не был. Скучаю по городу и друзьям. Вы занимаетесь только музыкой или есть какие-то основные работы?
Денис: Естественно!
Иногда спрашиваю про «сберегательный банк группы», у вас такой предусмотрен? Скажем, на ремонт музыкальных инструментов, на примочки.
Денис: Каждый сам отвечает за свой инструмент. Но если возникнет какая-то нужда, что музыкант не вытянет сам — не вопрос, скинемся. (Смеётся.)
У кого-нибудь из вас есть вредные пристрастия?
Денис: А что считать вредным пристрастием? Я кофе пью литрами! Это вредно? (Смеётся.) Юрик шляпу иногда носит.
Не люблю шляпы. (Улыбается.)
Денис: А Юрик любит!
Это круто. (Улыбается.) Вам нужен алкоголь перед выходом на сцену?
Денис: Слава Богу пока нет! (Смеётся.)
У вас нет волнения, и вы уверенно выходите и играете?
Денис: У каждого артиста всегда есть волнение перед выходом! Это концентрация адреналина и внутренней энергии. В этом есть свой особый кайф, для меня это, пожалуй, одна из составляющих, из-за чего я выхожу на сцену. Волнение перед выступлением — это нормально. А тот, кто говорит, что спокоен — лукавит.
Денис, когда перестал бояться сцены?
Денис: Да я с детства на сцене, во Дворце пионеров начал с 11 лет. Какой тут может быть страх? (Улыбается.)
Я поступал в музыкальное училище и очень боялся во время вступительных экзаменов. В комиссии были крутые преподаватели, которые затем меня учили. Я сейчас не боюсь никаких размеров: хоть клуб, хоть стадион, но если снова будут сидеть эти три мужика, то я буду реально переживать. (Улыбается.)
Денис: Самое интересное, что в маленьких клубах волнения больше, чем на больших площадках. Это я по своему опыту. (Улыбается.) Приходилось однажды выступать перед несколькими тысячами человек, вообще не колотило. (Улыбается.) А бывает, небольшой клуб, да и народу немного. А руки и ноги дрожат.
Я, наоборот, люблю, чтобы зрители были близко, люблю маленькие клубы и камерное звучание. Насчёт тряски помни, что это не война, а общение. Люди не враги, а слушатели, которые пришли слушать тебя и, если ты что-то сделаешь не так, то никто тебя не осудит. Выходи и играй. Но с тремя мужиками это, для меня, не работает. Уверен, что будет и тряска и дрожжжжь. (Улыбается.)
Денис: Я никогда не выхожу на сцену, как на войну! Я выхожу, потому что не могу не выходить. Как только пропадёт эта потребность, я перестану это делать. А насчёт того, что никто не осудит… Самый главный судья, это я сам! И я боюсь не зрителя, а себя!
Как относитесь к перелётам?
Денис: Нормально относимся. Летаем иногда на отдых.
Вам снились когда-нибудь сны, что у вас проблемы со звуком, забываете ноты, гитара превращается в тыкву и всё в таком духе?
Денис: Конечно, снились, мне постоянно снится, что я слова забыл или кто-то из музыкантов не пришёл на концерт. Обычно, чем хуже ситуация во сне, если ещё сон накануне концерта снится, то концерт круче! (Улыбается.)
Ого, закономерность. А мне обычно зомби снятся. (Улыбается.) Из чего строится узнаваемость группы, как вы думаете?
Фома: Узнаваемость группы, прежде всего, строится на узнаваемости вокалиста.
Денис: Узнаваемость группы строится в первую очередь на уникальности контента. В каких-то фишках, присущих только этой группе. Так же на эпатажности басиста и офигенности шляпы гитариста. (Смеётся.)
Не люблю шляпы. (Смеётся.)
Фома: Я тоже!
Что любите смотреть на YouTube?
Денис: Гитаристов всяких, обзоры гитар, вокальных блогеров.
Расскажите про свою музыку.
Денис: Наша музыка легка и проста для восприятия! Мы никого не ругаем, не критикуем, не поём о политике и на злобу дня. Но при этом, хоть мы и «Пустяки», мы не пустые — содержание можно найти в очень простые вещах, которые нас окружают.
Были какие-то ориентиры когда вы начинали? Типа, будем играть, как U2 или ещё кто-нибудь?
Юрий: Не было. Только отдельные фрагменты аранжировок.
Денис: Лично у меня точно не было. Хотелось только не играть тяжеляки. Дичайше надоели. А так иногда бывают ориентиры, когда делаешь какую-то музыкальную фразу. Типа, давайте попробуем это сделать в духе Red Hot Chili Peppers или Юрия Антонова. (Смеётся.) А так, чтобы полностью группа под кого-нибудь косила, это нет.
За модой в музыкальной индустрии следите? Модные фишки в своё творчество добавляете?
Денис: Если следить и придерживаться моды, можно потеряться в этом потоке. К тому же мода проходит, а классика остаётся. (Улыбается.) Нам ближе второе. Мы в одежду модные фишки добавляем. Есть у нас в коллективе один модник. (Смеётся.)
У вас был концерт. Что за мероприятие, к чему-то приурочено?
Денис: Для нас это следующая ступень в развитии нашей группы. Мы давно хотели сделать сольный концерт, где мы могли бы показать все наши песни. И пришла идея сделать что-то типа сольника. В итоге получился дружеский концерт в Культурном центре «Сердце».
Ого! Я играл в этом клубе. Отличная сцена.
Денис: Да. Там уютно. (Улыбается.) Как звук?
Звук отличный, ИМХО. На сцене было комфортно, в зале не был. (Улыбается.)
Денис: Главное — на сцене комфортно! (Улыбается.)
Конечно. Что в зале — не важно. (Смеётся.) Как вы оцениваете активность своих поклонников? Приходят на концерты?
Денис: Те, кто приходит, все наши! Я лично выражаю этим людям свой огромный респект! Человек оставил все свои дела, чтобы прийти и послушать нашу музыку, это дорогого стоит!
В чём необычность этого концерта, только то, что он сольный?
Денис: Необычность в том, что мы выложились на 100%. Плюс были премьеры, это тоже необычно. Ну и ещё некоторые «необычности» стали интригой. (Улыбается.)
Как оцениваете современную концертную активность Питера?
Юрий: Азат, можно следующий вопрос? (Улыбается.)
Денис: Вчера меня чёрт занёс на концерт легендарной группы Слот в Космонавт. Зал был забит народом. Значит люди ходят на концерты, но избирательно.
Увеличение числа подписчиков в ваших сообществах происходит благодаря каким-то конкретным публикациям или любой активности?
Денис: Специально людей в группу не набиваем. Люди сами вступают. Вначале только друзья, потом друзья друзей. Появляются новости, песни, видео с выступлений. Народ лайкает и добавляется в группу.
Вы играли под дождём?
Денис: Я два раза играл под дождем. Больше не хочу.
Ага. Знакомо. К слову, в Питере играл в середине 2000-ых, весной, река разлилась и клуб заливало, у меня был midi-контроллер, который искрился при соприкосновении с окантовкой сцены. (Улыбается.)
Денис: Бьёт током, если помещение. И потом горло болит.
Ого! Про горло не знал.
Денис: Ну не у всех. (Смеётся.) У меня там слабое место. (Улыбается.)
У вас пока выпущено 2 сингла и оба на Бомба-Питер, интересно узнать, как вы вышли на этот лейбл?
Денис: Я этот лейбл знаю уже давно. С Олегом Грабко знаком лично. И когда возник вопрос где выпускаться, не стали далеко ходить. Обратились в Бомбу-Питер.
Как вы думаете, лейблам сейчас стратегически важно заботиться обо всех артистах или делать это избирательно для тех, у кого результативность выше остальных?
Денис: С появлением mp3 и быстрым интернетом диски потеряли актуальность, и лейблы столкнулись с большими проблемами. Их услуги оказались не нужны. Но они как-то смогли сориентироваться и стали выпускать альбомы на интернет-площадках. Мне кажется, никакой избирательности нет. Кто платит, того и выпускают, забота об артисте, которого выпустили условная. Предложат какое-нибудь выступление, на радио позовут, интервью устроят.
Последующие альбомы и синглы будете подписывать с лейблом Бомба-Питер?
Юрий: Нет, только с EMI.
Денис: Будут альбомы и синглы, будем думать. (Улыбается.)
Уже есть над чем думать, есть новые песни?
Денис: Новых песен много! А времени мало.
У нас с материалом проблем нет, есть проблема с выбором, что в данный момент нам делать.
Бомба-Питер вписывает вас в какие-то мероприятия помимо того, что занимается дистрибуцией вашей музыки?
Денис: Периодически бывают приглашения. Некоторые очень неплохие.
Что предлагают лейблы для артистов, зачем идти к ним?
Денис: Лейбл выкладывает нашу музыку на цифровых платформах Apple Music, Google Play, Яндекс.Музыка. Оформляет это как официальный альбом группы. Мы везде пишем: «У нас вышел новый альбом на Бомбе-Питер!!!» Типа -круто. (Смеётся.)
Ваша группа существует благодаря общим целям и задачам, или кто-то один заправляет всем?
Юрий: Азамат заставляет нас заниматься этим на людях… и не возвращает паспорта. Нехороший человек. (Смеётся.)
Денис: Конечно, кто-то один, что за вопрос. Имя ему Будда Шакьямуни! Всё мы делаем во славу его! И песни наши, и души наши, и тела, и гитары с палочками принадлежат ему! Всем ОМ!
Спасибо, парни!
Состав группы Пустяки на момент интервью:
- Денис Халтурин — вокал, гитары, блок-флейта,
- Павел Фомичев — бас,
- Юрий Романчев — гитары, бэк-вокал, фортепиано,
- Азамат Варисович — барабаны.