Алексей, привет. Ты пошёл учиться в МКВИ филиал СПБГУКиТ после школы?
Привет! Нет. Я туда пошёл после того, как закончил МАИ.
Что тебе дало обучение в МКВИ?
Приятное общение с однокурсниками и немного дополнительных знаний, особенно когда учёба проходила в Санкт-Петербурге в СПБУКиТ. Там были очень серьёзные преподаватели по акустике и звукорежиссуре.
Была ли какая-то практика в работе со звуком в Санкт-Петербурге?
Лабораторки.
Что представляли из себя эти лабораторки?
Замеряли чего-то там. Записывали сигнал. Тренировались работать с микшерным пультом. Я уже плохо помню.
Какие открытия ты для себя сделал, когда обучался в МКВИ, ведь до поступления у тебя уже был некоторый опыт работы со звуком?
Была очень интересная Акустика. Преподаватель очень круто объяснял, что мы не только звук воспринимаем логарифмически, откуда децибелы берутся, но и любое внешнее воздействие и даже время.
Прежде, чем ты начал обучаться звуку, проверяли ли тебя в институте, какой диапазон частот улавливает твой слух?
На лабораторках и проверяли. Уже не помню какой диапазон. Думаю, что не очень большой.
Если бы тебе предложили переоборудовать звук, скажем, в парке «Сокольники», то ты бы справился с такой задачей?
Не знаю справился бы, но взялся бы точно.
Как правильно говорить: головные телефоны или наушники, колонки или громкоговорители?
Главное, чтобы понимали. Колонки – точно неправильно. Это нам на акустике рассказывали. Колонки – это такие длинные акустические системы, которыми раньше заводы оборудовали, кажется. Но всё же так говорят и понимают друг друга.
Почему ты решил заниматься звуком?
Музыку любил. Даже не музыку, а русский рок и немного западный. В общем, чтобы ближе к теме быть. И свои песни записывать.
К русскому року тяготел с самого детства? Можешь вспомнить, что впервые послушал из рок-музыки?
Уже не вспомню. Как-то они все одновременно появились для меня. Наверное мягкую пластинку Элвиса из журнала Кругозор.
Как ты думаешь, в клубах работают те звукорежиссёры, которые прошли обучение по этой специальности в высших учебных заведениях или скорее это люди-самоучки?
Всякие работают. Лично знаю и тех и других. А некоторые находятся в процессе обучения.
Профессиональные знания, полученные путём познания теории, берут верх над знаниями, полученными в результате практики? Это я сейчас о качественном подходе к профессии тех ребят, которые до всего додумывались сами и про тех, кто впитывал знания в учебных заведениях.
Не берут. Это философия скорее. Но иногда полезно вернуться в школьный курс Тригонометрии. Тогда всё встаёт на свои места.
Предположим, что звукорежиссёр учитывает школьный курс Тригонометрии, тогда сколько процентов довольных звуком зрителей будет на концерте, как ты думаешь?
Не зависит. Это для себя, чтобы понять, что это за колбаска на мониторе.
Что такое звук?
Физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Если представлять его иначе — о записи и сведении можно забыть сразу.
Что ты скажешь об уровне технического оснащения московских рок-клубов?
Совершенно разное. Мы минималисты, поэтому лично мне всё равно. Думаю, что звук всегда можно «нарулить» из того, что есть. В крайнем случае — довезти недостающее. Обычно просто не хватает времени.
На какую позицию по степени значимости ты бы определил звук для массово-зрелищных мероприятий, если попробовать объективно на это посмотреть?
На первое. А непосредственно зрелище не понимаю просто, считаю это своим недостатком. Для меня главное — смысл или его отсутствие. Видео тоже очень важно. Сейчас можно покрупнее показать говорящего или поющего. Сразу восприятие лучше на порядок.
Ты был когда-нибудь на концерте группы, которую давно хотел послушать вживую, но после выступления был расстроен, потому что звук оказался неудачным?
Конечно. Но я крепился и всё равно слушал.
Когда ты открыл свою студию?
В специально оборудованном помещении в 2003 году. До этого оборудовали аранжировочные и строили вокальные каморки в квартирах.
В каком режиме сейчас функционирует студия, во всех ли помещениях кипит работа?
Кипит во всех, но не всегда. (Смеётся.)
Что пользуется наибольшим спросом у музыкантов: репетиционная база или студии звукозаписи?
Мы их объединили. Люди репетируют, потом, если понравился звук, записываются.
Тебе удаётся заработать на работе со звуком, или у тебя есть другие источники доходов?
Не только со звуком. Я занимаюсь технической поддержкой мероприятий более глобально. Это и видео, и звук, и различные концертные выступления, запись концертов (аудио, видео) и сам играю каверовые концерты на корпоративах. В целом удаётся, но студия – далеко не основной источник. Больше даёт выездная работа.
Ты предоставляешь услуги технических специалистов и прокат оборудования?
Да.
Какое оборудование пользуется спросом для проката?
Мероприятия разные бывают. На тренинги, конференции нужно много радиомикрофонов, акустических систем, возможность включить музыку и пульт, чтобы всё это закоммутировать. Для групп мы ставим барабаны, беклайн, то есть мониторы комбики. Сабвуферы, фронт, микрофоны. Я пользуюсь такими марками, как Yamaha, Yorkvill, Hk, Fender, Shure, Akg и тд. Свет тоже, бывает, заказывают. Например, на дискотеки в дополнение к комплекту звука.
Группа Сон Лемура, лидером которой ты являешься, это серьёзное предприятие или скорее возможность по-другому провести свободное время?
Сам бы я давно забросил это предприятие, так как я человек настроения и бросаю всё, как только теряю интерес, если, конечно, это не приносит какой-нибудь выгоды — деньги, например, но за долгие годы оно обросло вовлечёнными участниками, которым нравится этим заниматься. Вот мы и подталкиваем друг друга. Если бы я относился к этому серьёзно, то давно записал бы 10-15 качественных альбомов, по крайней мере, в техническом плане, своё творчество судить не берусь. Но всегда есть какое-то более насущное дело — денег заработать опять же.
Как ты думаешь, каким музыкантам удаётся заработать на выступлениях? Если перечислишь имена, то будет здорово.
Популярным. Нет смысла перечислять. Их много. Каверовщикам на корпоративах.
Какую музыку ты слушаешь?
Не могу сказать. Бывает, что совсем никакую. Вчера смотрел концерты Пикника. В общем, что в голову взбредёт. Больше аудиокниги люблю.
Насколько важен саундчек?
Cаундчек, конечно, важен для группы. Но если состав небольшой и более-менее стандартный, то можно вырулить и на небольшом чеке прямо перед выступлением.
Что послушал из последних аудиокниг?
Радио Звезда. Все вечерние программы. Еду и слушаю. История, литература. Получаю массу удовольствия и интересной для себя информации. И пока не дослушаю из машины не выхожу. А как днём услышу новости и их трактовку, или передачи типа «Давайте разберёмся», думаю, неужели это те самые люди, которые ставят эти прекрасные аудиокниги. А так Пелевина переслушиваю в основном. Войновича ещё люблю, Довлатова, Булгакова, Платонова.
Бумажные книги читаешь?
Не хватает времени. Иногда пытаюсь, но бросаю. Раньше много читал. Новый век — новые технологии.
Ты посещаешь какие-нибудь мастер-классы, связанные со звуком или, например, выставки звукового оборудования?
Иногда посещаю выставки. На последнем Намме играли концерт на стенде Александра Кушнира. Мастер-классы не только по звуку. По режиссуре как-то ходил. Прослушал несколько уровней у Александра Митты.
На этих мастер-классах ты узнаёшь для себя реально что-то новое, или такие посещения дают тебе исключительно вдохновение и не более?
Ну, я всё-таки очень мало посещаю, поэтому обычно есть какое-нибудь открытие. Жалко, что со временем забывается.
Как ты относишься к критике в свой адрес?
По-разному. Быкую в основном.
Состоишь ли ты в ассоциациях звукорежиссёров?
Если только в группах в соцсетях.
На концерте группы ключевым является звукорежиссёр или группа?
На концерте важна группа, так как на звукорежиссёра никто не пойдёт смотреть. Только, если на его мастер-класс.