Группа The Meantraitors, играющая в стиле Psychobilly, начала своё существование в далёком 1989 году в Санкт-Петербурге. Бессменный лидер The Meantraitors, Стас Богорад стал живой легендой для всех поклонников этого музыкального стиля, и его команда по праву считается одной из самых сильных и лучших не только в России, но и в Европе.
Привет!
Добрый вечер!
Что думаешь по поводу краудфандинга? Не унижение ли это?
Понимаете, сам принцип краудфандинга: тут никто не просит просто деньги, а просят заранее купить компакт-диск или компакт диск и, плюс, футболку, допустим. В этом принципиальная разница. Ты заранее эти деньги вкладываешь и когда диск записывается, ты его первым получаешь. Суть в этом, а у нас многие эту фишку не схавали и боятся или не хотят. Я не знаю. Существуют примеры, далеко ходить не надо, «Тараканы» на запись фильма об их туре собрали миллион триста рублей, «Северный флот» собрали миллион шестьсот. То есть молодая публика уже не стремается платить за что-то через интернет и понимает, что её не обманут и ничего плохого не будет.
У нас публика постарше и мне кажется, что из-за этого трудности со сбором средств. Люди не понимают, что это такое и, наверное, думают, что я сейчас заплачу, а мне скажут, что мы вообще ничего не делали, а это какие-то мошенники что-то затеяли. Но я везде пишу об этом: и Вконтакте, и в Фейсбуке, всё объясняю, но пока сумма набирается медленно. Я надеюсь, что потом начнут кидать более активно. Пока меньше пятидесяти тысяч, а нужно триста тысяч, но суть всего такова, что если набирается меньше половины, то всё рассылается обратно людям. Считается, что проект не состоялся.
Если больше половины, но не намного, то они берут себе пятнадцать процентов за работу, если набирается приличная сумма, то десять. То есть всё не так просто и не так гладко. Сложно объяснить людям, что не следует бояться, следует более активно действовать, потому что речь идёт о новом альбоме, который все ждут. Все нас пинали многие годы, чтобы мы этот альбом записали, а теперь мяч находится на их стороне поля, и им тоже надо сделать для этого что-то. Просто нам сейчас самостоятельно такую сумму не найти.
А что по срокам? Когда планируете закрыть кампанию?
У нас месяца четыре и я хочу ещё открыть КИКСТАРТЕР для западной части аудитории, потому что для них Планета — это что-то непонятное и неизвестное. На западную часть аудитории мы создадим краудфандинг и надеемся, что там будет всё более активно, потому что там люди попривычней к этому. Надеюсь, что деньги соберём и сделаем отличную запись.
Как думаешь, когда появилась эта платформа на западе, люди так же долго к ней приглядывались, или они сразу начали действовать?
Не могу точно сказать, потому что группы нашего стиля мне не попадались на глаза на платформах краудфандинга, но более известные группы делают его очень часто. Чем известней группа, тем выгодней делать краудфандинг, потому что у неё огромная армия поклонников и если каждый скинется, то будет большой бюджет, чтобы записать альбом и ещё останется что-то. А если группа известна только среди своих, то на людей возлагается дополнительная ответственность, потому что, если они не поддержат группу, то кто ещё её поддержит.
Это ваша первая кампания или уже пользовались этим ресурсом?
Первая. Раньше мы этого не делали, потому что раньше была более менее вменяемая ситуация с лейблами, то есть можно было найти тот лейбл, который оплатит запись. А вследствие того, что сейчас индустрия производства компакт-дисков подзагублена и лейблы понимают, что доход не такой большой, потому что все постоянно друг у друга копируют и качают из интернета, то тяжело найти желающих, которые отдадут такую большую сумму на запись, хотя многие и хотели бы, но просто у них сейчас нет такой возможности.
Экспериментировал ли ты с вариантами носителей, например, винилом?
Когда у тебя есть запись, ты можешь делать с ней всё, что хочешь: ты можешь выпустить диск, а затем винил. Это непринципиально. У тебя есть исходник, и ты можешь выпускать её на любом носителе. У нас в планах было выпустить этот альбом на виниле, но это слишком далёкие планы, когда нет бюджета, думать об этом рано.
Что думаешь о клубе «Шоколадная фабрика«? Сегодня он занимает новое помещение, что скажешь про звук?
Я вижу, что люди переезжали в большом стрессе и им приходилось делать то, что делается месяцами за несколько дней. Им придётся тут ещё многое доделывать и доделывать, но мы желаем большого успеха этому клубу, и надо обозначить какими-нибудь стрелочками путь от метро, потому что найти его самостоятельно нереально, несмотря на то, что сам клуб находится недалеко от метро. По звуку, мне показалось, что нужны мониторы помощнее, но вообще, это приемлемый звук.
Что для тебя является показателем качества звука: то, что подумает публика, то что подумаешь ты или то, что скажет звукорежиссёр?
Для меня во многих вопросах показатель то, что подумаю я. И даже не только то, что я подумаю, а то, что почувствую, увижу или услышу. Когда ты поёшь и понимаешь, что надо, чтобы было громче, хотя бы в полтора раза, чтобы чувствовать себя спокойно, чтобы ты мог быть именно артистом в этот момент, а не какой-то куклой, которая боится ошибиться, которая боится что-то не расслышать. Технически наша музыка очень сложная и, когда что-то не в порядке, играть становится очень тяжело. Я думаю, что пора уже покупать ушные мониторы, но вследствие того, что народ сейчас не так активно ходит на концерты, нет сейчас возможности платить двадцать тысяч за них.
Была ли у тебя практика поездок со своим звукорежиссёром?
Была, но мы на самые крайне важные концерты берём звукорежиссёра, потому что опять-таки ему нужно платить. И когда мы едем в длинный тур — в машине три или четыре человека, это большая разница.
Что для тебя является приемлемой зоной комфорта на сцене, когда тебе удобно играть?
Качественное оборудование на серьёзном уровне. Не думаю, что уместно на примере этого клуба («Шоколадная фабрика») сейчас говорить об оборудовании: басовый усилитель не выдаёт те частоты, которые обычный хороший басовый усилитель выдаёт сходу. Бас у нашего басиста идеальный, это очень хороший инструмент и с ним всё должно быть хорошо. Еле-еле накрутили что-то там и я не могу сказать, что доволен звуком баса. Гитарный усилитель я всегда вожу свой, потому что уже давно понял, что невозможно рассчитывать на то, что будет. Гитара в этой музыке очень важна и лучше всегда возить свой усилитель с собой. Барабаны здесь звучат хорошо — с ними было легче всего.
Для тебя принципиально в каком состоянии находится публика: пьяная или трезвая?
Для меня в идеале желательно, чтобы была трезвая, но если принявшая на грудь и адекватно себя ведущая — это тоже нормально. Огорчает меня, когда люди полностью перебрали, никакие и даже не могут в ритм шевелиться, и это выглядит уже как коррида, то есть ты их своей музыкой просто убиваешь. Ты видишь, что через пять песен они уже всё, лежат и можно дальше не играть. Смысла уже никакого в этом нет, потому что публика перекаченная и энергии у них уже не осталось. Но ты же понимаешь, что у нас сейчас такая ситуация — клуб выживает от продажи алкоголя, если бы клубы перестраивались и делали какие-нибудь зелёные коктейли или что-нибудь ещё. В эту сторону. В веганскую.
Хорошо ли реализуется атрибутика группы?
Бывает по-разному и это не предсказать. Бывает, знаешь, что играешь проездом в маленьком городке, где пришло на концерт пятнадцать человек и при этом продаётся десять футболок, а бывает крупный концерт и продаётся три футболки. Очень сложно сказать, ведь приходят старые фанаты, которые уже имеют эти футболки и им не надо вторую. А бывает, что приезжаешь в небольшой город, а люди всё метут, потому что непонятно, приедешь ли ты ещё раз сюда, и лучше купить сейчас, чем заказывать по почте, платить за почту и ждать.
Скажи, играют ли лейблы какую-то роль в жизни артиста, или ты всё контролируешь сам?
В общем-то, да. Они и раньше большой роли не играли, но наш предыдущий альбом Heavy Boogie мы от французского лейбла получили четыре тысячи евро и спокойно записывались на эти деньги, но большей помощи от них мы не имели, а сейчас время ещё тяжелей. Сейчас затягивается удавка на шее рок-музыканта с каждым днём. Сейчас наступают такие времена, я думаю, когда половина групп прекратит своё существование. Может это и нужно, потому что слишком много групп и из них очень много плохих групп, а всё это засоряет уши слушателя и люди начинают сходить с ума. Куда им идти: на это, на то? И в итоге решают никуда не идти и предпочитают нажраться дома с друзьями.
Ещё большая проблема, с которой я столкнулся в клубах — это то, чтобы человек пришёл в клуб и выпил. Не главное, кто играет сегодня, а главное, чтобы люди пришли, устремились в бар и стали пить. И людей так сильно приучили к этому, что им стало неважно, где пить: в клубе или дома, с живой музыкой или включив компакт-диск. Понимаешь? Они просто бухают дома и им это ничего не стоит, а клубы, которые их долго приучали к этому теперь пустые. Потому что деградировать гораздо проще, чем развиваться. Понимаешь? Опускаться, грубо говоря. И большая часть рок-тусовки просто деградировала. И эта часть теперь ходит только на некоторые концерты, по большим праздникам, в основном тратят свои деньги в универсаме на пиво, на водку и идут домой, и общаются там.
Как думаешь, что нужно изменить, чтобы физические носители снова были в ходу?
Я даже не могу сказать, что именно надо сделать, потому что эта точка невозврата уже пройдена, и всё это поколение уже потеряно, и как ты не пропагандируй — бестолку. С чего бы начал я, обязательно, я бы начал с пропаганды вегетарианства и с пропаганды спортивного образа жизни. Если рок-туса переключится на это, то это будет как новая волна. Это будет что-то новое и интересное. Понимаешь? А так как все настроены прожить жизнь как Лемми… У Лемми это получилось на раз, у него получилось хорошо, допустим, но Лемми, по сути, это исключение из правил — дожить до семидесяти в таком режиме мало кому удаётся и он это сумел сделать по одной причине, что его очень любили и он это чувствовал и получал кучу позитива от этого.
Несмотря на то, что он гробил своё здоровье, но при этом он получал огромную порцию позитива вокруг себя, что его это по-настоящему держало на коне. А что касается фанатов, которые постоянно набухиваются и гробят себя — у них такого позитива не будет. И поэтому всё заканчивается гораздо проще и гораздо раньше. Я считаю, что вегетарианство и отказ от мяса — это даже чуть ли не первый политический шаг, который нужно сделать по сути, потому что я уверен, что и куча войн, и куча других проблем: экология, состояние планеты — все эти проблемы уйдут тут же на дальний план, как только большинство начнёт вегетарианить.
У нас страшная двойная беда: во-первых, постоянно куча негатива от того, что миллионы животных мучают, они реально находятся в «Гулагах», они реально находятся в концентрационных лагерях, а люди, которые потребляют это мясо, они просто не видят этого. Как говорил Маккартни, что, если все скотобойни сделать с прозрачными стенами, то никто мясо есть не будет. Это всё специально отделено от человека и люди бездумно потребляют мясо. Ни у каждого мозг включается, у меня он тоже не сразу включился. Я не считаю себя самым умным сейчас, и понимаю что у кого-то может и никогда не включится. Всё зависит от общения и от того, какую информацию ты получаешь, но я не сомневаюсь ни одну секунду, что это самая важная проблема.
Если вспомнить, что у нас девяносто процентов пастбищ занято под выращивание кормов для животноводства, если вспомнить, чем их ещё пичкают для того, чтобы они быстрее росли и давали больше молока. Идёт дикое засорение окружающей среды. Просто дичайшее. То есть КПД этой системы — пять процентов. Как говорят сейчас умные философы, что нам, по сути, нужна вторая планета, чтобы прокормить эту. У нас уже огромные стокилометровые мусорные кучи плавают в океане. Понимаешь? Люди ищут для себя простой выход из положения — зачем стекло, а давайте пластиковую упаковку — дешевле, проще. Мы сейчас получим лёгкие деньги, мы сейчас продвинемся на два-три шажка, а что будет потом, со следующим поколением, нам вообще пофигу. Это примерно, когда ты едешь на машине, левый ряд налево, а в среднем стоит двадцать машин, ты раз в левый ряд типа ты первый, а потом из-за одной машины, которая стоит там и поворачивает, ты пропустишь все эти двадцать. Понимаешь?
И только потом ты выедешь, но люди этого не понимают. Им главное сейчас и в этот момент проехать эти двадцать машин, а голову полезно использовать не только для ношения кепки. Понимаешь? И это по всем статьям. И то, что люди такие агрессивные, и то, что люди с лёгкостью готовы убивать друг друга, отрезать головы друг другу, детям — это всё причина мясо. Я вас уверяю. Не будет вегетарианец никогда в жизни этим заниматься. Не будет просто по определению. Это просто и понятно, но люди, которые у власти, они опять думают о этом «левом ряду». Пускай универсам работает, пускай все закупаются, а если это всё выключать и делать что-то новое, то нужно кучу бабла, кучу времени и в этот момент дохода не будет. Поэтому они не хотят этим заморачиваться. Когда показывают, что Путин с Медведевым обедают и у каждого в тарелке стейк. Что мы хотим получить? Понимаешь? Для меня это показатель.
Вы бываете с концертами за пределами России?
Понимаете, всё меняется как в калейдоскопе, например, лет десять назад, наоборот оттуда приезжал в Россию, и тут был, как край непуганых идиотов, то есть тут ломилось по пятьсот человек, а там пятьдесят — сто. Понимаешь? Была совершенно другая ситуация, потому что люди были голодные и людям это было надо, в девяностых тоже самое, а сейчас они настолько уже объелись, и то поколение, которое слушает рок-музыку с девяностых, в недостаточном количестве воспитало следующее поколение. Потому что, когда приходят люди посторонние помоложе и видят эту обрыганскую картину, назовём её так, то, естественно, какая бы группа не играла, сразу появляется отвращение и нежелание больше появляться в таких местах. Мы имеем большую проблему с этим, потому что наша публика очень любит выпить.
Где будете записывать альбом, когда соберёте нужную сумму?
Понимаешь, где писаться, вопрос пока ещё не стоит, потому что вариантов много и когда я буду знать сколько у меня есть денег, я буду думать, как мне с этими деньгами обойтись. Если их у меня будет много, я могу всё записать на дорогой студии, если я вобью деньги для того, чтобы записать качественно барабаны, потому что это самое сложное, а потом можно уже в более дешёвых местах, дописывать всё остальное. Потом, может быть, большую сумму потратить на сведение. Есть масса вариантов, как подкроить бюджет, как можно сэкономить.
Сам будешь заниматься звуком?
Я всегда всё рулю сам, но это не значит, что я кручу ручки.
Я имел в виду концепцию звучания.
Да, конечно. С кого ещё спрашивать? Звукоинженер, который нас впервые в жизни видит, он не сможет накрутить сразу именно то, что нужно, поэтому приходится ему говорить, что и как должно звучать. Это так, это вот так, попробуй вот так. Бывает, что три четыре дня приходится записывать различные звуковые варианты, а потом сидеть дома и выбирать. Когда уже становится ясно, что этот лучше, тогда уже дальше идёшь. И если это делать только в студии, то можно разориться.
Что является твоим рупором, какие рычаги ты используешь для того, чтобы заявить о себе?
Лучший рупор для группы — это фанаты, когда они ходят на концерты, когда их много, но сейчас такая ситуация, что их сложно увидеть всех вместе в одном месте. Бывает так, что ты приезжаешь в какой-то город, и не вся тусовка приходит, а только половина, а в следующий раз другая. Очень много людей работает, очень много людей сидит без денег и очень много людей начинает так сильно употреблять, что уже становится неважно, идти на концерт или не идти.
Потому что идти на концерт, это заведомо большие траты на билет. Доехать, если поздно заканчивается, то на такси, в клубе алкоголь дорогой и человек, если идёт на концерт, то мысленно должен расстаться с определённой суммой денег. А для многих людей, если они нас видели в этом году хотя бы раз, это является фактором, что можно не идти. С другой стороны, я понимаю, что настоящие фанаты должны поддерживать группу, должны тоже иметь какую-то ответственность и понимать, что, если я вообще нигде не работаю, если я занимаюсь только музыкой, мне нужно на что-то жить и это единственное, что меня кормит. Но когда алкоголь доминирует, он заливает все остальные чувства и поэтому ни так часто люди об этом вспоминают.
Ощущаешь ли ты по лицам зрителей, что они не понимают слов и не разбирают музыку, но им очень здорово?
Это очень часто бывает, когда ты играешь на новую публику, то есть они находятся в вибрации. Мы недавно были в Белгороде и играли в модном кафе, где концерты не частое явление. Но организаторы очень хорошо запарились, привезли отличный аппарат и сделали бесплатный вход. Было огромное количество разного народа и было просто сумасшествие: людей буквально носили на руках, всё было как надо, по хардкору.
Как говорил Маккартни, что, если все скотобойни сделать с прозрачными стенами, то никто мясо есть не будет. Это всё специально отделено от человека и люди бездумно потребляют мясо.
Расскажи, пожалуйста, про ваш бытовой и технический райдер.
У нас в группе я сыроед. Нужны продукты не животного происхождения без термической обработки, а остальные ребята вегетарианцы, исходя из этого. Сегодня мы вообще ничего не требовали, потому что мы итак ночуем в Москве. Мы не голодные и непонятно, сколько народу придёт на концерт и поэтому напрягать клуб лишними расходами не хочется. Мы не обнаглевшие рок-звёзды.
https://youtu.be/WQEfxHGK_lQ
Ты когда-нибудь останавливал концерт по каким-либо причинам?
Да, бывает часто, что народ вываливается, задевает микрофонную стойку, стойка падает, приходится бить кого-то ногой по голове. Это частое явление. Но это опять же идёт от бухла, я просто вижу это. Когда они перепивают, тогда всё, они уже не контролируют свои движения. То есть он машет рукой, хуяк, задевает за стойку, стойка полетела вбок и всё, получается, что песня полностью загублена. Ты находился в этот момент где-то в середине песни. Всё. Тебе нужно останавливаться или надеяться, что какой-то техник увидит это, подбежит, поставит её, поправит, чтобы микрофон был на твоей высоте. Но это случается крайне редко. Обычно клуб экономит на техниках, а техник — это, как правило, звукорежиссёр, который сидит у пульта. Это ему надо выбежать из-за пульта, пробежать весь зал. Сбоку сцены забежать, выбежать на сцену, всё поправить и вернутся к пульту. Проще остановиться и снова заиграть через некоторое время.
Спасибо, Стас.
Пожалуйста.
Состав группы The Meantraitors на момент интервью:
- Стас BOGGIE Богорад — вокал, гитара;
- Алексей Серых — бас-гитара;
- Дмитрий Гриборин — бас-гитара;
- Дмитрий Гайнутдинов — барабаны;
- Света Дерюгина — московский директор.