Мать Тереза — интервью

Мать Тереза – это коллектив, играющий музыку в жанре пост-панк. (Мичуринск-Москва)

На вопросы блога Мой рок-н-ролл отвечает лидер группы Александр Нектов, за что ему огромное спасибо.

Александр, готовитесь к выходу нового альбома? Расскажи, пожалуйста, про него.

Идея записи возникла у меня во время сведения альбома «Поздно домой», который сводил Евгений Вороновский. Как оказалось впоследствии, желание было обоюдным. Делали его дистанционно, на паритетных началах: с меня материал, остальное в руках Евгения. Пока ещё рано говорить об окончании работы.

Александр Нектов

Сегодня нас везде и всюду окружают прогрессивные технологии, в звуке особенно много новшеств. Не возникало ли желания перезаписать все работы и выпустить под грифом Remastered?

Нет, исповедую аутентичность. Некоторые треки переписывались только в силу естественных причин.

Что думаете о девяностых? Как на вас и ваше творчество повлиял этот период?

Ой, так на эту тему трактат можно написать. Если брать музыкальные пристрастия, то они относятся скорее к восьмидесятым. В РФ кажется можно назвать этот период словом «жопа», хотя, наверное, и не только этот период. Западная музыка тоже давно в стагнации, то есть отдельные люди как-то бывают постреливают. Сложное время, конечно, просто слишком объёмный вопрос такой.

Ага. Понимаю. Как добывали музыку в годы «холодного занавеса»?

Первые бобины достались в наследство от старшего брата, а затем выписывал по каталогу из студий магнитозаписи.

А брат где брал?

Меня этот вопрос живо интересует. У меня самого была целая система по этому поводу. Трудно сказать, но он имел контакты с собирателями винила, с него и сгоняли, он старше намного был, поэтому я многого не знал.

Мать Тереза — 2000 ночей

Ага. Я примерно так и получал новую музыку. Для современных ребят это непонятно, почему невозможно достать альбом любимого исполнителя. У меня в то время было ощущение, что ту музыку делают инопланетяне, вроде все аккорды я знаю, а мелодика и звук у них другие. Я чуть не плакал в детстве.

Да, я чтобы послушать, иногда по-пластунски забирался к нему в комнату под кровать, чтобы не прогнали, мелкий ведь, а там Вlack Sabbath, о..

Да. Я сам был старшим братом. Это определённая иерархия, которая с годами стирается.

У меня не стёрлась, брат ушёл молодым, других у меня не было.

Мне жаль.

Определённо многие из ваших композиций привлекательны для кинематографа и первые ассоциации с фильмами Балабанова. Звучали ли ваши композиции в кино, есть ли такие предложения на сегодняшний день и что думаете о значимости музыки в кино?

Пара треков группы Мать Тереза использована в картине Питерского режиссёра Тарана «Santa Muerte», фильм вроде как сделан, но вот прокатной судьбы его я не знаю, как-то замолчали все, посмотрим. Да, музыка она везде значима, и в кино и в театре, да и в жизни бывает такое.

SONY DSC

Какие кассеты брали посмотреть в «видеопрокате девяностых»? Вдохновляют ли фильмы на сочинение музыки? Что порекомендуете посмотреть молодому поколению? Ну или не в прокате, а так смотрели?

В начале девяностых интересовался преимущественно всяким арт-хаусом, в духе Гринуэя, всякими знаменитыми итальянцами, всякими «Апокалипсисами сегодня» и так далее. Я не большой знаток кино, если честно, но годам к тридцати я понял, что больше мне импонирует суровое чернушно-абсурдисткое, либо реалистичное, но кино наше. Кино у нас не хуже, в чём-то лучше и намного, с музыкой точно гораздо всё хуже. Фильм, конечно, может торкнуть, но так чтоб прямо сразу за гитару и писать поэмы, не припомню такого. Рекомендовать не люблю совсем, вот скажу, что запомнилось, за последние года три-четыре: «Счастье моё» — Сергея Лозницы, из недавних «Елена» — Звягинцева. Ещё спалюсь, но «Антихрист» — Ларса фон Триера, тоже по душе.

Звягинцева упомянул. Что думаешь о Левиафане? Посмотрел уже? Картина сейчас обсуждаемая.

Вот поэтому обсуждать её и не хочется, её политизировали. Картина неплохая, но по мне «Елена» лучше. Остановлюсь на том, что фильм «Дурак» импонирует мне больше.

Понял. «Дурак» ещё не посмотрел, но уже нацелен на него.

Да, посмотри, весьма неплохо.

Мать Тереза — Жидомасон (промо версия)

Конечно, посмотрю. Для просмотра таких фильмов требуется определённое время и впопыхах их смотреть желания нет.

Как относитесь к журналистам девяностых годов и сейчас? Нужны ли люди подобных профессий сегодня и можно ли их считать проводниками в мир музыки?

Ух, тянет тебя на глобальные вопросы, на которые лаконично не ответишь. Да миру всё нужно, и чёрное и белое, и жёлтенькое и зелёненького хочется иногда. Дело в том, что у нас всё так запущено, что выхода из этой ситуации я не вижу. Нет собственно ни журналов, ни лейблов, ничего нет, у нас отсутствует преемственность поколений и уважение людей друг к другу, я не знаю, что и кто кому будет проводить.

Полностью разделяю твою точку зрения. Ты взрослый человек и мне интересен твой взгляд на вопросы, которые меня самого интересуют и беспокоят. Что думаешь о пиратстве в музыке, как относишься к тому, что многие ваши альбомы доступны для бесплатного скачивания в интернете?

В целом я за пиратство, потому как у людей за пределами Садового кольца, как правило, денег не имеется. Собственно это данность, какая разница, как к ней относится.

Но ведь альбом сейчас можно купить до сотни рублей, некоторые до двухсот. Пара банок пива стоит дороже.

Согласен, но «культура потребления» такова, что… Вот, сдохнет чувак, тогда да… Пойду куплю альбом на память, это же Цой, Витёк же, я с ним в Сызрани бухал, ты чё… Я глубоко уверен, что творчество должно поддерживаться только институтом «меценатства», система потребления не очень мне интересна в целом.

SONY DSC

У меня был случай. Год назад вышел альбом Depeche Mode, и я хотел его послушать, но его уже выпустили в Японии, а в России тянули с продажей. Я его скачал на торренте, хотя готов был заплатить. Вот эта политика мне непонятна. По предоплате его предлагали. Мне плевать на предоплату.
Что ты думаешь о Викторе Цое и о музыке группы Кино?

Ничего я не думаю о Викторе. Кино — группа хорошая, стильная, попавшая в ногу со временем. После девяносто первого года, я её слушаю, бывает, когда в маршрутке играет или по радио. На винте у меня её нет.

Если вспомнить вашу песню «6.66 утра» есть строчка про тридцатое февраля, хочется немного пофилософствовать и спросить: веришь ли в мистику чисел, для чего мы живём и случится ли Конец Света?

В мистику чисел верю, для чего живём не знаю, подозреваю, что жизнь наша нечто, вроде процесса обучения. Раньше мне казалось, что конец света наступил уже, но никто не замечает. Вообще любой конец, является началом, спирально всё устроено.

Напомни о средствах оповещения населения о предстоящих концертах в девяностых, откуда узнавали о массово-зрелищных рок-мероприятиях.

Преимущественно сарафанное радио.

Как относитесь к «квартирникам», актуальны ли они сегодня?

Я бы задал вопрос по-другому, актуально ли вообще хоть что-нибудь? Я не участвовал практически в квартирниках, поэтому… Я думаю, если они кому-то нужны, то пусть будут.

Мне кажется, что квартирники актуальны для советского общества с кучей запретов. Сегодня куча клубов и смысла в них лично я не вижу. ИМХО

Ну видишь. Я так понимаю, есть рок-барды, которые говорят, вот ваши клубы это попса, а вот Петя и Артём — они рок, они такие особенные, в целом чушь, конечно, но как анахронизм такой, наверное, это имеет право на жизнь, у нас же любят вот так с «непризнанным гением» бухнуть в домашней обстановке. Такое дело.

Да уж.
Есть ли у вас альбом, который бы вы могли назвать концептуальным?

Нет, наверное.

Как ты относишься к политике айтюнса продавать музыку потреково, ведь так пропадает смысл выпуска концептуальных альбомов?

Думаю, айтюнс должны создать раздел для концептуальных альбомов, чтобы всем. (Улыбается.)

Правильная идея, но они бизнесмены.
Некогда ты играл в группе «Вероятность конроля» в качестве гитариста, очень примечательно, что твой стиль сильно отличался от того что ты делаешь в своей команде, это было обусловлено концепцией или тебя как-то тяготит тяжёлый звук с минимумом гитарных переборов с дилеями и реверами?

Нет, не тяготит, просто форма и посыл разные. В «Вероятности» я хотел соответствовать посылу группы, как её видел для себя.

Александр Нектов

Были ли еще проекты, где ты участвовал в качестве «не вокалиста», и существуют ли проекты, для которых ты писал тексты?

Да, был ещё проект давно, году в девяносто пятом, поп-роковый в Мичуринске, там состав Матери Терезы аккомпанировал чуваку, к сожалению, он потом погиб. Нет, не писал ни для кого. А ещё я в первом составе «Zuboff sex star» на гитаре играл пару концертов.

Очень интересно. Поп-роковый проект как сочитался с вашим стилем игры? Или вы придумывали партии в другой манере?

Мы просто придумали стиль чуваку, правда поп-роком это потом стало называться, тогда ещё «Мумми-Тролля» не было.

А музыка сохранилась хоть в каком-нибудь виде?

Сохранилась, просто я посрался с участником этого коллектива после очень плохого поступка с его стороны. Ну и как бы забыл.

Не знаю, есть ли у тебя музыкальное образование, если есть, то по какому классу, а если нет, то какой классический инструмент ты бы предпочел освоить?

Музшкола по фортепиано.

Сможешь вспомнить какой нибудь самый свой безумный концерт?

Да там само по себе безумно достаточно всё, сейчас, конечно, в рамках приличий по большей части. Это лучше у слушателей спросить.

Мать Тереза — Обезглавленный месяц

Кажется у группы «Мать Тереза» были ротации на радио, можешь рассказать про радио и как развивались отношения коллектива со всевозможными СМИ?

Нет, ротаций не было. Есть программа, тамбовского радио «Гудвин» о группе, мы как-то на местном телевидении играли, и вот там был Юрий Солотин — его ведущий, он очень загорелся, послушав это дело, и сделал программу. Могу сказать достоверно, отношений с СМИ практически никаких не было, мы не интересовали СМИ. Была ещё статья о «Поздно домой» в «Завтра».

Существует байка, что «Мать Тереза» репетировала в бывшем морге. Прокомментируешь?

Два раза. В Мичуринске мы репетировали в клубе, там до войны и во время была мертвецкая, да. А потом я во Фрязино в «знаменитом подвале» жил больше года, мне жить негде было, там тоже мертвецкая вроде была, но там много, кто репетировал.

Александр Нектов

Что-то происходило в помещениях? Необычное.

Необычное в обычном там происходило, о том, что во фрязинском подвале происходило можно при желании книгу написать, это я без смеха.

Заинтриговал. Почему бы не взяться и не написать тебе?

Понимаешь, я не умею, а так бы написал, там же Сидоров, Зубов, Ворон, туда вся Москва «грибная» тусить ездила, это же… У меня дар пафоса отсутствует, вот блин…

Ты можешь воспоминания написать, а потом можно найти человека, и он отредактирует с твоим участием.

Ну может быть как-нибудь, не знаю.

Попробуй. Кто ещё вспомнит. Много ли сведетелей, которые могут вспомнить?

Ещё есть, вот Яррост, Вороновский, во Фрязино многиё ещё, ещё не все…

Спасибо, Александр. Это было круто.

Состав группы Мать Тереза на момент интервью:

С этим интервью очень помог Антон Димитриев, за что ему огромное спасибо.

Поделиться: