Хроники Пикирующего Бомбардировщика — интервью

Группа Хроники Пикирующего Бомбардировщика была образованна в 2013 году как акустический проект. Таким составом группа отыграла более 30 концертов в различных клубах Санкт-Петербурга, а так же записала первый EP «Система» с привлечением сессионных музыкантов. Звучание группы в этот период тяготеет к акустическому арт-року и традициям Российской андеграундной сцены.
В 2014 году группа записывает первую полноценную студийную работу «Прощай, моя Фрау», где вектор группы изменяется в сторону более современного звучания. Так же в конце 2014 года группой записан EP «Мёртвые рыбы» получивший ряд благоприятных рецензий.

У группы Хроники Пикирующего Бомбардировщика вышел мини-альбом Мёртвые рыбы, расскажи, пожалуйста, о нём.

Релиз содержит четыре трека, написанных за период две тысячи четырнадцатого года. В нём группа немного ушла от первоначальной концепции «глухого андеграунда» и «декаденстно-депрессивных» настроений, поэтому релиз получился достаточно «светлый» и лёгкий. Хотя неподготовленному слушателю, который впервые столкнулся с нашим творчеством, так может и не показаться. На самом деле, обычно мы гораздо пессимистичные. (Улыбается.) В целом пластинка о чувствах и о том, как эти чувства что-то внутри переворачивают, о поиске себя, о сложности и важности этого поиска, о войне, которая внутри и вне…
В общем-то все песни всегда ведь про одни и те же вещи, просто с разными углами зрения. Здесь эти углы пропущены через некоторую тёмную призму питерской эстетики…

Что это за тёмная эстетика? С чем внутри себя приходится воевать?

Тёмная эстетика обшарпанных дворов-колодцев, вечной сырости и сквозняков, чёрной Невы, холодных линий архитектуры, Родионов Раскольниковых и Парфёнов Рогожиных. Это же Питер, город «не для всех», мне кажется, особенно, если ты приезжий. Тут либо ты его, либо он тебя… Но в отличии, например, от Москвы, где эта борьба, как правило, внешняя и проявляется в достижении материальных благ и определённого положения в обществе, в Питере это прежде всего внутренняя борьба… с сами собой, за себя самого, что бы это не значило.

У вас достаточно большой состав людей, которые работали над созданием музыки. Как происходил процесс аранжировок: на студии или готовились задолго до записи?

Безусловно, мы готовились. Но процесс записи сложился настолько творчески, что очень многое поменялось в процессе фиксации материала, во многом благодаря звукорежиссёру студии RIGA Records Андрею Калинину, который на время записи стал полноценным участником коллектива и внёс очень большой вклад в звучание альбома. И это, на наш взгляд, прекрасно. Очень редко попадаешь на запись к человеку, который «резонирует» вместе с твоим творчеством и не просто фиксирует материал, а советует, предлагает, помогает и очень тонко чувствует каждый момент.

В какой-то степени он взял на себя ответственность в продюсировании альбома?

В плане саундпродакшена, безусловно. То как пластинка в итоге звучит — его заслуга в очень большой степени.

hroniki_string

Что за студия RIGA Records?

«Широко известная в узких кругах», кажется, это так называется. (Улыбается.) Студия отличная с современным оборудованием и своей непередаваемой атмосферой, что очень важно в процессе записи. Но главная ценность, конечно, не в оборудовании, а в человеке, коего зовут Андрей Калинин, который не только сделал её сам, но и, собственно, постоянно на ней работает, стараясь прочувствовать каждый коллектив, который записывает. И, надо заметить, берётся записывать он далеко не всех. Только если «по-любви». От себя мы можем сказать, что данная работа — самая комфортная и интересная по процессу записи, которая вообще у нас была.

В будущем продолжите сотрудничество с Андреем или будете экспериментировать с другими звукорежиссёрами?

На данный момент мы, как это называется, «нашли своего человека» в плане максимально качественной и комфортной, в плане процесса — студийной записи. Следующий релиз планируем записывать так же — с Андреем.
Но в жизни, конечно, всегда есть место эксперименту, ведь помимо студийной работы существует еще масса применений умелым рукам грамотных звукорежиссёров.

Что для тебя интересней: играть концерты, сидеть над аранжировками или записываться на студии?

Каждый процесс по-своему интересен. Но лично для меня как для автора песен самый значимый процесс, это создание самой песни, именно сырого материала, поиска этого «скелета», который уже потом обрастёт «мясом» аранжировки, и, возможно, будет очень отличаться от начального варианта.
Но вот это вот «просветление сознания», когда ты складываешь слова и звуки в нужный порядок, когда через них ты освобождаешь сознание от очередного «прожитого» и «через себя пропущенного» — ни с чем несравнимое чувство.
На втором месте, пожалуй, концерты. На них уже можно оценить по эмоциям людей, насколько ты попал в цель или не попал вообще никуда, такое тоже бывает. И, конечно, эта странная связь между музыкантами и слушателями на живых выступлениях, странные токи энергий, которые, к слову, не на каждом концерте возникают, это тоже очень важная штука.

А откуда возникает эта связь? Какие должны быть предпосылки для её возникновения? Важно ли для вас количество слушателей?

Магия, колдовство, космические энергии. (Улыбается.) Пожалуй, когда слушатель и музыкант начинают ощущать себя разными частями чего-то цельного, это и есть та самая связь. Для её возникновения, как правило, достаточно одной предпосылки: талантливого музыканта, который хочет отдать и слушателя, который хочет услышать. Что касается слушателей, то здесь, как правило, важно не столько количество, сколько качество.

hroniki_drums

Что вы подразумеваете под понятием «современное звучание»?

Соответствовать и резонировать времени и людям – вот, пожалуй, наше понимание «современного звучания».

Как и когда начал заниматься музыкой?

Ещё в школе. В девятом классе, кажется. Хотелось «как ребята во дворе». Ну и девушкам нравиться хотелось. Теперь, конечно, совсем другое восприятие.

Как именно изменилось восприятие?

Со временем появляется чувство ответственности за то, что ты делаешь. Начинаешь больше относиться к музыке, как к чему-то способному менять людей, и меньше, как к способу сказать «смотрите на меня, я такой классный!».
Хотя до сих пор так доподлинно и неизвестно, какое отношение лучше. (Улыбается.)

Какую музыку слушаешь сам?

Слушаю очень много разной музыки, девяносто процентов из которой русскоязычная. Постоянно ищу интересные малоизвестные коллективы, часто хожу на концерты поддерживать понравившиеся группы. Из команд, открытых за последнее время: Аффинаж, Бранимир, Григорий Полухутенко, Я точка моря, Дышите.ру, Алтай VHS, Knyana.
Очень рекомендую к прослушиванию всех этих достойных ребят.

Можно сказать, что твой музыкальный вкус формируют только русские исполнители?

Скорее «русскоязычные». Процентов на восемьдесят. Хотя столпы мировой музыки я знаю, уважаю и люблю.

Вот вы выложили свой сингл в сеть, а думали ли воспользоваться интернет-витринами для продажи песен?

Мысли такие есть. Но мы, как правило, больше на краудфандинг ориентируемся в плане «окупаемости» творчества. На релиз частично собрали средства с его помощью.

Но ведь краудфандинг — это сбор денег на запись альбома, например, а не продажа песен и окупаемость альбома.

Не соглашусь. Сбор средств на запись альбома — по сути та же предпродажа песен, а окупаемость альбома, это ведь сумма затрат на него, можно сказать, что посредством краудфандинга мы его окупили частично. Другое дело, если мы говорим о прибыли от творчества, но здесь даже группы достаточно известные не всегда могут выйти на прибыль через интернет-продажи. В нашей стране пока что очень слабо развита культура «платить за творчество» и достаточно сильно «я и бесплатно скачаю».

Я лично знаю людей, которые пару лет назад ни за что не купили бы музыку в интернете или через мобильные устройства, а сейчас покупают, что-то меняется в людях?

Да, меняется. Иначе нам бы и краудфандинг не помог. И это, безусловно, положительная тенденция. Хочется, конечно, дожить до тех времен, когда оплата творчества станет для людей обыденным делом.

Есть или были у тебя ещё проекты?

Да, было достаточно много и каждый — не похожий на другой. От поп-рока до панка. Нынешний проект ещё молодой совсем, полтора года всего существует. Но это, пожалуй, то, что отражает меня наиболее «честно».

Какие хобби помимо музыки?

Литература, хорошее кино, общение с интересными людьми.

Музыка — это способ не сойти с ума. И постараться что-то понять в окружающей реальности. И, возможно, увидеть, что ты не один такой сумасшедший.

Что можешь сказать про молодые российские рок-группы, с которыми пересекаешся на фестивалях?

Все они неплохие ребята, раз уж играют музыку, но действительно цепляющие меня, как слушателя, команды встречаются не часто. Хочется верить, что они не умрут в бешенном информационном потоке нынешней эпохи. Потому что им действительно есть, что сказать. Их просто надо услышать и поддержать.

Каким характером музыка должна обладать для слушателя: развлекательным, мотивирующим, информационным или, может быть, и то и другое вместе взятое?

Разным. Музыка должна вызывать эмоции и мысли, если эта цель достигнута – то характер не так уж и важен.

Как отнесётесь к ситуации: вы пришли в клуб с приятелями, а на сцене играет неизвестный вам коллектив вашу музыку, что предпримите на этот счёт?

С интересом послушаю. Может же они круче нас ее играют. (Улыбается.)

Что не хватает музыкантам в клубах? Может быть улучшение технического оснащения?

Музыкантам не хватает клубов уровня CBGB и Молока, клубов, способных формировать музыкальную культуру как самих музыкантов, так и слушателей.

Спасибо, Олег.

Фото: Антон Куренков

Состав группы Хроники Пикирующего Бомбардировщика на момент интервью:

Поделиться: